Методические рекомендации по организации изучения дисциплины icon

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины




НазваниеМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины
страница1/4
Дата конвертации03.07.2013
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Кафедра литературы историко-филологического факультета


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.03.1 «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIХ в.». Ч.2.


для образовательной программы

050300.62 Филологическое образование,

квалификация – бакалавр филологического образования

АННОТАЦИЯ

УМК составлен для студентов 2 курса историко-филологического факультета очной формы обучения в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом.

Контроль за уровнем и качеством освоения дисциплины предполагает экзамен в конце семестра.

В состав УМК входят следующие компоненты:

№ п/п

Наименование

Печат. или электр. вид / Наличие

1

Аннотация

Печат. и электрон.

Кафедра

2

Рабочая программа, определяющая:

  1. Цели изучения дисциплины,

  2. Требования к уровню освоения программы,

  3. Общая трудоемкость дисциплины и виды учебной работы,

  4. Содержание учебной дисциплины,

  5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины,

  6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины,

  7. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся c перечнем вопросов и заданий для самостоятельной работы, перечнем вопросов к зачёту.

Печат. и электрон.

Кафедра

3

Приложения к рабочей программе:

Приложение №1Список изучаемых художественных текстов.

Приложение №2. Планы практических занятий по курсу.

Приложение № 3. Тематические консультации

Приложение №4. Методические указания для преподавателей и студентов по организации и выполнению самостоятельной работы.

Приложение 5. Библиография по курсу

Печат. и электрон.

Кафедра

4

CD с материалами для изучения дисциплины (электронные версии художественных текстов)

Электрон.

5

Распечатки художественных текстов и научных статей по проблематике курса.

Печат. Кафедра

6

Тестовые задания по курсу «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)»

Электрон.

ТГПУ


Автор и составитель комплекса к.ф.н., доцент кафедры литературы А.Н. Кошечко

^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________(декан)

«___»______________2012 г.


Программа дисциплины


                  1. ДПП.03.1 Русская литература

                  2. (вторая половина XIX в.)



1. Цели и задачи дисциплины

Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» строится на сочетании двух принципов - исторической поэтики и историко-хронологического, которые позволяют рассмотреть не только развитие видовой и жанровой систем русской литературы второй половины ХIХ века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур.

Курс читается по авторской программе, которая многосторонне обосновывает хронологические рамки курса и его внутреннюю периодизацию.

Программа курса «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» предусматривает различные формы индивидуальной работы со студентами, нацелена на создание мотивации для самостоятельного труда в научном поиске.

В соответствие с концепцией преподавания литературы в школе, предложенной РАН, акцент при изучении данного курса делается на самоценности литературного явления как концентрированного выражения духовно-эстетического опыта в художественном слове.

«История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» является одним из фундаментальных профильных курсов филологического факультета вуза, завершающим цикл изучения русской литературы XIX века. Основная цель данного курса заключается в обобщении знаний, полученных при изучении предшествующих историко-литературных дисциплин; формировании представления о русской литературе второй половины ХIХ века, ее разнообразных тенденциях и направлениях; изучении литературного процесса в его динамике.

Для достижения поставленной цели в рамках курса предполагается решение следующих задач: понимание общественного и нравственного потенциала русской литературы XIX века, овладение принципами исторического мышления, умение видеть ход истории в художественных открытиях писателей; знания своеобразия русского реализма – неповторимости, оригинальности художественной системы каждого писателя и вместе с тем выявление общих закономерностей, в которых выразился дух времени; освоение жанровой динамики в творчестве каждого писателя и в целом литературы второй половины XIX века; совершенствование навыков анализа художественного текста в соответствии с «кодом» его эстетической направленности


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1. Владение методологией, историей, основными концепциями описания литературного процесса;

2. Знание истории, общих закономерностей, основных этапов и перспектив развития мировой литературы, ведущих направлений русской и зарубежной литературоведческой мысли;

3. Владение сравнительно-историческим методом изучения национальных литератур;

4. Умение анализировать литературные явления в единстве философских, нравственных, эстетических аспектов;

5. Владение различными приемами интерпретации художественных текстов (художественными, критико-публицистическими и литературоведческими);

6. Профессиональнограмотное и коммуникативноцелесообразное владение русским языком.

В результате изучения курса предполагается формирование целостного впечатления о литературном процессе и месте отдельных индивидуальностей в русской литературе второй половины XIX века; создание прочного теоретического и методологического основания для соотнесения явлений литературы с процессами философского, духовного, эстетического характера, для изучения межкультурных и межлитературных связей (диалог русской и западноевропейской литературных традиций); закрепление навыков историко-литературного, эстетического анализа художественного произведения, его интерпретации.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебных работ

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины.

138




6







Аудиторные занятия.

90




90







Лекции.

54




54







Практические занятия (ПЗ).

36




36







Самостоятельная работа.

48




48







Вид итогового контроля (зачет, экзамен).


экзамен














^ 4. Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Самост. работа

1.

Творчество И.С. Тургенева.

6

4

4

2.

Драматургия А.М.Островского.

6

4

6

3.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

6

4

6

4.

Творчество Л.Н. Толстого.

10

8

9

5.

Творчество Ф.М. Достоевского.

12

6

9

6.

Творчество Н.С. Лескова.

4

2

2

7.

Творчество В.М. Гаршина.

2

1

2

8.

Творчество В.Г. Короленко.

2

1

2

9.

Творчество Г.И. Успенского.

2

-

2

10.

Творчество А.П. Чехова.

4

6

6




Итого

54

36

48


4.2 Содержание разделов дисциплины


  1. Творчество И.С. Тургенева

Личность писателя. Основные этапы нравственно-философских и идейно-художественных исканий. «Записки охотника»   «книга о народе». Тургенев-романист: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Типологические особенности тургеневских романов: жанр, герой, конфликт, художественное время и пространство, психологизм, повествовательная манера. Оценка творчества И.С. Тургенева в «реальной» и «органической» критике.

  1. ^ Драматургия А.Н. Островского.

Островский-создатель национального театра. Сатирическая комедия «Свои люди – сочтемся» Славянофильский период. «Гроза» – русская национальная трагедия. Пореформенный период драматургии Островского. «Бесприданница», «Лес» и др. пьесы. Новаторство Островского-драматурга. Критические оценки творчества .Островского в статьях Н. Добролюбова, Д. Писарева, А. Григорьева.

  1. ^ Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

Начало творческого пути сатирика. «История одного города» – щедевр политической сатиры Салтыкова-Щедрина. «Господа Головлевы» – новый тип социального романа. Образ Иудушки. «Сказки»: проблематика и поэтика. Искусство сатиры Салтыкова-Щедрина: гротеск, фантастика, эзоповское иносказание. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в оценке «органической критики» А. Григорьева. и народнической критики.

  1. ^ Творчество Л.Н. Толстого

Личность Толстого. Этапы творческого и идейного развития писателя. «Диалектика души» в раннем творчестве Толстого. Автобиографическая трилогия («Детство», «Отрочество», «Юность»). «Севастопольские рассказы». Новаторство Толстого в изображении войны. Чернышевский о Толстом. «Война и мир». История создания романа. Философия истории. «Мысль народная». Положительные герои. «Анна Каренина» как роман о пореформенной России. «Мысль семейная» в романе. Трагедия Анны. Духовные искания К. Левина. Кризис мировоззрения и духовная драма Толстого. Роман «Воскресение» как новый тип социального и психологического романа. «Воскресение» Нехлюдова и К. Масловой. Мировое значение Толстого. Оценка творчества Л.Н. Толстого в работах Н.Г. Чернышевского, А.В. Дружинина («эстетическая критика) и Д. Мережковского (религиозно-философская критика).

  1. ^ Творчество Ф.М. Достоевского

Личность Достоевского. Начало творческого пути. Роман «Бедные люди» и «натуральная школа». «Двойник». Новый вариант «маленького человека» в повести. Проблема двойничества. «Записки из мертвого дома» – произведение о каторге. «Преступление и наказание». Нравственно-философская проблематика романа. Оппозиция наполеонизма и христианства. «Идея» Раскольникова. Преемственные связи Раскольникова с героями русской и мировой литературы. М.М. Бахтин о полифонии романа Достоевского. Роман «Идиот». Проблема «положительно-прекрасного человека». Образ Мышкина. Связь с темой «чудака» в мировой литературе. Традиции Сервантеса, Диккенса, Пушкина. Евангельский Христос как один из основных источников образа Мышкина. Идея спасения мира Добром и Красотой и ее трагическая судьба в романе. «Бесы» как роман-предупреждение. Замысел антинигилистического романа и его трансформация. Новый вариант героя-идеолога. Ставрогин в романе. «Братья Карамазовы» – итоговое произведение Достоевского. Проблематика, основные идеи и образы. Иван как герой-идеолог, автор «Легенды о великом инквизиторе. Образ Дмитрия. Отрицание «теории среды» и утверждение логики «преображенной души» героя. Алеша и «русские мальчики» в романе. Проблемы атеизма и своеволия, христианства и смирения. Мировое значение Достоевского. В.Г. Белинский о Достоевском. «Реальная» и народническая критика о творчестве Ф.М. Достоевского. Оценка творчества Достоевского в работах религиозных философов (Д. Мережковский, Н. Бердяев).

  1. ^ Творчество Н.С. Лескова.

Личность и мировоззрение Н.С. Лескова. Антинигилистические романы. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Проблема страсти, преступления и наказания. Герой-праведник Лескова («Соборяне», «Несмертельный Голован», «Человек на часах»). Лесковские хроники о талантливых «самородках» («Левша», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник»). Сказ как жанрово-образующее начало. Традиции лесковского сказа в литературе XX века. Творчество Н.С. Лескова в оценке народнической критики (Н.К. Михайловский).

  1. ^ Творчество В.М. Гаршина.

Личность и мировоззрение В.М. Гаршина. Военные рассказы Гаршина («Четыре дня», «Трус» «Из воспоминаний рядового Иванова»). Гаршин и Толстой. Гаршин и Достоевский. Проблема героини (от «Происшествия» к «Надежде Николаевне»). Эстетика «болевого» искусства («Художники»). Синтез психологической новеллы, притчи и аллегорической сказки в «Красном цветке».

  1. ^ Творчество В.Г. Короленко.

Личность и мировоззрение В.Г. Короленко. «Сибирские рассказы» («Чудная», «Сон Макара», «Соколинец»). Нравственно-философская концепция повести «Слепой музыкант». Проблема свободы выбора. Торжество человеческого духа в повести. «В дурном обществе»: проблематика, переоценка ценностей. Структура повествования. Проблема художественного метода Короленко. Синтез реализма и романтизма в творчестве писателя 80-90-х гг., символика и ритмика прозы («Лес шумит», «Огоньки»). «История моего современника» как художественные мемуары. Вклад В.Г. Короленко в развитие русской гуманистической мысли, русской литературы.

  1. ^ Творчество Г.И. Успенского

Место писателя в демократическом движении 60-80-х годов. Ранний период творчества «Нравы Растеряевой улицы». Творчество Г. Успенского в период революционного народничества. Крестьянская тематика в творчестве писателя второй половины 70-х годов. («Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд»). Творчество Г. Успенского 80-х годов. Идеи и образы «Власти земли». Очерк «Выпрямила». Эстетическая программа писателя, его взгляды на искусство. Г. Успенский – мастер художественного очерка. Роль повествователя в очерках, сплав публицистики и художественных обобщений. Своеобразие критического реализма Г. Успенского. Творчество Г.И. Успенского в оценке народнической критики.

  1. ^ Творчество А.П. Чехова

Личность и мировоззрение. Эстетика Чехова. Начало творческого пути. Проблематика и поэтика ранних рассказов. Произведения Чехова 2-ой половины 80-х гг. Лирическое начало, углубление нравственно-философского содержания. «Степь» как этапное произведение. «Скучная история» как предкризисное, предсахалинское произведение Чехова. Значение поездки на Сахалин. Ее роль в творчестве писателя. Творчество 1890-1900-х гг. Важнейшие проблемы эпохи и человеческого бытия («Дуэль», «Палата № 6», «Черный монах», «Дом с мезонином» и др.). Изображение русской деревни («Мужики», «Новая дача», «В овраге»). Маленькая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), ее идейно-художественное своеобразие. Тема ухода из старой жизни в творчестве конца 1890-х – начала 1900-х годов. Особенности повествования, открытые финалы чеховских произведений, символика («По делам службы», «Дама с собачкой», «Архирей», «Невеста»).Драматургия Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Новаторство Чехова-драматурга («Дядя Ваня», «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад»). Жанровое своеобразие, новый характер конфликта, особенности драматического действия, лирическое и комическое начала, лирико-психологический подтекст. Символика. Влияние Чехова на развитие мировой литературы. Н.К. Михайловский о А.П. Чехове.


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

а. Основная литература:

  1. Глушаков, Евгений Борисович. Великие судьбы русской поэзии: XIX век [Текст]/Е. Б. Глушаков. - М.: Флинта [и др.], 2009.- 211, [1] с.:

  2. Русская литература XIX века. 1880-1890 [Текст]: учебное пособие/ [А. П. Ауэр, Б. А. Гиленсон, А. С. Джанумов и др.]; под ред. С. А. Джанумова, Л. П. Кременцова.-2-е изд.-М.:Флинта [и др.], 2008. - 382 с.

  3. Фортунатов, Николай Михайлович. Русская литература XIX века [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова; под ред. Н. М. Фортунатова. - М.:Высшая школа, 2008. – 670, [1] с.


б. Дополнительная литература:

  1. Кулешов В.И. История русской литературы XIX в.: Учебное пособие для вузов. - М.: «Академпроект», 2004.

  2. Минералов Ю.И. История русской литературы XIX в. (40-60-е годы): Учебное пособие для вузов. – М.: «Высшая школа», 2003.

  3. История русской литературы XIX в. (40-60-е годы): Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – 3-е изд. - М.: «Оникс», 2006.

  4. История русской литературы XIX века. 70-90-е годы / под ред. В.Н. Аношкиной. М., 2001.

  5. Достоевский. Материалы и исследования [Текст]:[сборник]/РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) ; [редкол. : Н. Ф. Буданова, И. Д. Якубович].- СПб.: Наука. Т. 19:/ [ред. : Н. Ф. Буданова (отв. ред.), С. А. Кибальник].-2010.-486, [1] с.

  6. Евангелие Достоевского [Текст]=Исследования. Материалы к комментарию: в 2 т. - М.: Русскiй мiръ. Т. 2:Исследования. Материалы к комментарию / [ст.: В. Н. Захаров, В. Ф. Молчанов, ст., матер. к комментарию Б. Н. Тихомиров]. - 2010. - 477, [1] с.:

  7. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова [Текст]:[в 3 т.]/Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН ; [отв. ред. Б. В. Мельгунов ; сост. : А. М. Березкин [и др.].-СПб:Наука. Т. 3:1867-1877.-2009.-704, [1] с.

  8. Лунина, Елена Леонидовна. Поражение человека [Текст]: опыт медленного чтения рассказа А. П. Чехова "Ионыч"/Е. Л. Лунина. - М.: Чистые пруды,2009. - 30 с.

  9. Никольский, Сергей Анатольевич. Русское мировоззрение [Текст]: как возможно в России позитивное дело: поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40-60-х годов XIX столетия / С. А. Никольский, В. П. Филимонов ; Институт философии РАН. - М.:Прогресс-Традиция,2009.-542, [1] с

  10. Янушевский, Владимир Николаевич. Проектный метод при изучении романа Л. Н. Толстого "Война и мир" [Текст] / Владимир Янушевский. - М.: Чистые пруды,2009.-29, [3] с.


6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Книжный фонд кафедры литературы, библиотеки ТГПУ, областной библиотеки им. А.С. Пушкина, научной библиотеки ТГУ;

2. Художественные тексты по курсу «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» в электронном варианте;

3. Тестовые задания по курсу «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» – разработчик А.Н. Кошечко.


7. Материально-техническое обеспечение освоения дисциплины

1. Видеомагнитофон;

2. CD- и DVD-проигрыватель;

3. Телевизор или видеодвойка;

4. Компьютерный класс;

5. Набор учебных и художественных видеофильмов;

6. Зал для просмотра видео, CD- и DVD-фильмов.


Видеотека:

«Подросток» (6 серий).

«Белые ночи».

«Накануне».

«Чайка».
  1   2   3   4



Похожие:

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические рекомендации для преподавателей; методические указания для студентов с перечнем тем для самостоятельного изучения, вопросов к зачету

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические рекомендации (материалы) преподавателю, методические указания для студентов с перечнем контрольных вопросов для самостоятельной работы и перечнем вопросов для подготовки к экзамену)

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины
Умк составлен для обучающихся очной формы в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины
Умк составлен для обучающихся очной формы в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины
Умк составлен для обучающихся очной формы в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины
Умк составлен для студентов 2 курса историко-филологического факультета очной формы обучения в соответствии с Государственным образовательным...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации для пре- подавателя и студентов по организации освоения дисциплины; практические ра
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconПрограмма дисциплины сдм. В. 02 Методика организации и проведения тренингов (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины «Методика организации и проведения тренингов»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к организации и осуществлению перевозок организованных...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины iconМетодические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. Телефон для справок (095) 923-8450, Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи
В соответствии с планом реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы Минобразованием России...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cok.opredelim.com 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов