Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии) icon

Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии)




НазваниеПрограмма «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии)
страница1/2
Карпушина Л.П
Дата конвертации12.06.2013
Размер499.26 Kb.
ТипПрограмма
источник
  1   2

Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии)


(Автор – Карпушина Л.П., Саранск, 2004)


В настоящее время перед всеми педагогами, в том числе и учителями музыки, встает вопрос: как обеспечить этнокультурное образование подрастающего поколения в поликультурной среде, приобщить учащихся к родному искусству, познакомить с культурой народов, населяющих республику. В современной социокультурной ситуации школа со смешанным контингентом учащихся, где дети русской национальности составляют большинство, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, проживающих в Мордовии. При решении этого вопроса русские дети получают возможность не только изучить свое музыкальное искусство, но и познакомиться с региональной и мордовской музыкальной культурой, расширить свой кругозор, проникнуться уважением к мордовскому народу и его музыке.

Приобщение детей мордовской национальности к родному искусству позволит им усвоить нравственные и эстетические идеалы своего народа, повысит их национальное самосознание, будет способствовать сохранению и развитию национальных музыкальных традиций.

В связи с этим цель музыкального образования средствами мордовского музыкального искусства в общеобразовательных школах республики Мордовия трактуется так: познакомить детей с мордовским музыкальным искусством, формировать интерес и уважение к нему; воспитать гражданственность, любовь к родному краю и России; способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях, консолидации всех народов республики.

Среди задач, конкретизирующих цель музыкального образования средствами мордовского музыкального искусства, можно отметить следующие:

- формировать гражданственность на основе изучения региональной музыкальной культуры, желание участвовать в развитии музыкальных традиций региона;

  • воспитать эстетико-«родственное» отношение к России и своей «малой» Родине - Мордовии, к ее истории, людям, культуре, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней;

  • воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих республику, выделить то, что объединяет их и стремиться на этой основе к консолидации народов;

  • обеспечить условия для этнической идентификации представителей мордовской национальности на основе национальных традиций;

  • расширить общий и музыкальный кругозор школьников на фоне нового информативного потока;

  • познакомить с различными жанрами мордовской народной музыки, а также историей, бытом, традициями мордвы;

  • познакомить с творчеством профессиональных и самодеятельных композиторов Мордовии;

  • познакомить с известными мордовскими исполнителями (солистами, ансамблем, оркестрами);

  • сформировать навыки интонирования мордовских песен, навыки исполнения национальных танцевальных движений, игры на национальных музыкальных инструментах;

  • развить способность к интонационно-стилевому анализу, направленному на выявление черт национального своеобразия народного и профессионального музыкального искусства.

Школы республики должны превратиться в «Школу общения этносов», где есть все условия для освоения своих национальных традиций и где в то же время создается среда для благоприятного межэтнического общения, которое реализуется благодаря национально-региональному компоненту предметов базисного плана.

Таким образом, музыкальное образование в общеобразовательных школах республики представляет собой поликультурное образование, и коротко его основные идеи можно сформулировать так:

  1. Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ.

  2. Уважай другие народы, другую культуру.

  3. Стремись познать жизнь в ее культурном многообразии, знай, что всех объединяет, интересуйся культурной жизнью республики.

Большое внимание в программе уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к «большой» и «малой» Родине, России и Мордовии, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. На уроках делается акцент на формирование чувства патриотизма как чувства, включающего в себя любовь к Родине, желание трудиться на ее благо, желание укреплять и прославлять свою Отчизну. Важность патриотического воспитания на уроках музыки объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся содержания музыкальных произведений мордовского музыкального искусства. Эмоциональное подкрепление восприятия сложных философских понятий – Родина, Отечество способствует более действенному формированию патриотических качеств личности. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона. Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России и Мордовии. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Мордовия, Россия.

Как отмечал Б.М.Лихачев, «любить свою Родину, свое Отечество – это, значит, гордиться тем, что достигнуто народом в создании материальных и духовных ценностей… В школах каждой республики, каждой области России надо знакомить детей с тем, что могут гордиться и русский народ, и другие народы и в прошлом, и в настоящем, и в области …культуры, науки, искусства». Поэтому необходимо постепенно накапливать понятия о Мордовии, о ее достопримечательностях, о ее знаменитых людях, внесших вклад в становление музыкальной культуры в республике, о музыкальных ценностях, которые составляют основу музыкального искусства региона; о нерушимом союзе Мордовии и России, о народах, населяющих республику и страну в целом, об их добрососедских отношениях.

Знакомя детей с мордовскими народными песнями о природе, с песнями композиторов Мордовии о родном крае, учитель музыки подчеркивает необходимость любить и уважать свою Родину, бережно относиться к природе родного края. Знакомство учащихся с биографиями мордовских композиторов, исполнителей позволяют понять им, что все известные наши земляки неустанно трудились и трудятся на благо нашей республики, стремятся к ее процветанию. Показывая взаимосвязь русского, мордовского музыкального искусства, искусства народов, населяющих республику, учитель подчеркивает древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур. Демонстрируя близость мордовской музыкальной культуры культуре народов финно-угорской группы, педагог должен отметить значимость мордовского музыкального искусства в аспекте мировой культуры.

Реализации намеченных целей, задач и заявленных положений будет способствовать определение регионального компонента содержания музыкального образования в школах республики.

Источниками регионального компонента содержания музыкального образования будут:

  • народное музыкальное искусство национальностей, составляющих в республике большинство (русская и мордовская музыкальная культура), при эпизодическом включении в урок произведений других этнических культур, чьи представители обучаются в классе;

  • мордовское профессиональное искусство, отмеченное проявлением яркого национально-своеобразного музыкального языка, основанного на традициях мордовского народопесенного мелоса;

  • произведения композиторов Мордовии, отражающих современные тенденции развития мордовского музыкального искусства и расширяющих музыкальный кругозор учащихся.

Определяя критерии отбора произведений мордовского музыкального искусства, необходимо отметить, что в основе должна лежать такая система, которая смогла бы обеспечить реализацию как общих задач музыкального образования учащихся, расширить их общий и музыкальный кругозор, сформировать интерес к мордовской культуре, так и показать национальное своеобразие мордовского музыкального искусства. Среди данных критериев мы можем выделить:

  1. Увлекательность музыкального репертуара.

  2. Доступность как в интонационно-ладовом, ритмическом отношении, так и в области возможностей детского голосового аппарата.

  3. Педагогическая целесообразность.

  4. Ценностный подход к произведению. Этот критерий исходит из необходимости социализации личности средствами национального музыкального искусства. В связи с этим предлагаемые учащимися произведения должны нести нравственные и эстетические идеалы русского и мордовского народов, при этом выделяется их общность и национальное своеобразие.

  5. ^ Национальное своеобразие музыкального материала в области музыкального языка. Так, для мордовского песенного мелоса характерны: лад с типичными структурами типа м.3+б.2, б.2+м.3, м.3+б.2+б.2, б.2+м.3+б.2 и др., интонационно-попевочный словарь (попевки с нисходящим движением по звукам ангиметонного трихорда типа «соль-ми-ре», «ми-соль-ля» и др.), временная ритмика, типы национального многоголосия (гетерофония, диафония, двух- и трехголосная полифония (по Н.И. Бояркину)), специфические тембровые особенности, проявляющиеся в ярком, напряженном звучании, жанровое своеобразие.

  6. «Парность» при изучении жанров народной песни (русская колядка и мордовская «калядонь морот» и т.п.)

  7. Опора при отборе содержания музыкального образования на наиболее известные, полюбившиеся мордовские народные песни («Умарина», «Вирь чиресэ» и др.), а также на наиболее ценные, высокохудожественные, получившие известность и проверенные временем произведения композиторов Мордовии.

Для детей младшего школьного возраста репертуар для интонирования должен состоять, в первую очередь, из произведений детского фольклора, который включает в себя: а) произведения, предназначенные для детей, – пестушки, потешки, прибаутки, песенки из сказок, колыбельные; б) произведения, перешедшие из «взрослого» фольклора в детский, – колядки, заклички весны, дождя, птиц, вербные песни, масленичные песни-диалоги с птицами; в) произведения, представляющие собственно детское творчество, – дразнилки, загадки. В репертуар учащихся можно также включать и мордовские хороводные, игровые, плясовые, шуточные песни, доступные для восприятия и интонирования.

В средних и старших классах в процесс интонирования включаются плясовые, лирические, семейно-обрядовые, хороводные и календарно-обрядовые песни мордовского народа более сложного плана.

Для слушания также предлагаются наиболее интересные и высокохудожественные произведения композиторов Мордовии, при этом стоит ориентироваться на те образцы, в которых проявляется яркое национальное начало: произведения, построенные либо на цитировании мордовских народных песен или наигрышей, либо написанные в народном духе, либо рассказывающие о традициях, истории, быте мордовского народа (М. Душкий «Мордовская сюита», Г.И. Сураев-Королев «Фантазия на темы мордовских народных песен», «Струнный квартет № 2», Л.П. Кирюков «Мордовский танец», Л.И. Воинов «Концерт для балалайки с оркестром № 1», М.И. Волков Цикл пьес «Времена года», Н.И. Бояркин Цикл фортепианных пьес для детей).

В младших классах детям предлагаются небольшие по объему, яркие по образцу, интересные пьесы, такие, как: «Наигрыш» Е. Лысенковой, «Веселое настроение» Н.В. Кошелевой, «Веселая горка» М.И. Волкова, «Пастух играет на нюди» Н.И.Бояркина и др.

В средних и старших классах диапазон включаемых в урок произведений мордовского профессионального музыкального творчества расширяется: здесь увеличивается и список имен, и более разнообразен репертуар: фрагменты из музыки к драме «Литова» и оперы «Несмеян и Ламзурь» Л.П. Кирюкова, фрагменты из балета «Алена Арзамасская» Н.В.Кошелевой и др.

^ Принципы включения мордовского музыкального материала в обучение школьников:

  1. Постоянность и последовательность включения произведений мордовского музыкального искусства в уроки музыки.

  2. Постепенность в постижении фольклорного материала.

  3. Принцип контрастного сопоставления репертуара.

Как показал анализ программ, основанных на использовании музыкального фольклора, наиболее целесообразно посвятить 1-2 урока в четверть таким календарно-обрядовым праздникам, как Коляда («Роштувань куд» (морд.)), Масленица, Закликание весны, Семик (Троица) и др. Нужно отметить, что древние языческие источники этих праздников как у славянских народов, так и у мордвы почти одинаковы, есть лишь небольшие различия по форме проведения этих обрядовых действ. Поэтому будет верно и интересно рассмотреть обряд колядования, и исполнить как русские, так и мордовские колядки. Также стоит знакомить с различными жанрами народной музыки: колыбельными, плясовыми, лирическими, свадебными и т.п. Высокохудожественные образцы данных жанров имеются как у мордовского, русского народов, так и у других этносов, населяющих республику.

Такой подход, когда постоянно идет сопоставление и сравнение музыкальных культур разных народов и выявление в них общего и национально-своеобразного, отвечает ведущему методу освоения музыкального искусства, выдвинутого еще Б.В. Асафьевым, – «тождества и контраста».

4. Углубленное изучение творчества отдельных композиторов. Часть уроков музыки можно посвятить детальному рассмотрению творчества выдающихся мордовских композиторов: Л.П. Кирюкова, Л.И. Воинова, Г.И. Сураева-Королева, Г.Г. Вдовина, Н.В. Кошелевой, Н.И.Бояркина и др.

Содержание регионального компонента может быть реализовано:

  • на двух уроках музыки каждой четверти;

  • на части каждого урока музыки;

  • на втором часу при двух часах в неделю, отводящихся на уроки музыки.

Таким образом, общеобразовательная школа может стать микроцентром пропаганды культур различных народов, населяющих республику, школой межэтнического общения, что в результате приведет к сохранению и развитию региональных и национальных культурных традиций и добрососедских отношений между народами.


^ 1 класс

I четверть

Моя родина – Россия и Мордовия


Наша Родина – Россия и Мордовия. Родина – это дом, в котором живешь, город или село, где родился и вырос, и Мордовия, наша Республика, и Россия – наша страна, и планета Земля, на которой мы живем. Гимн России. Гимн Мордовии. Автор гимна – мордовский композитор Н.В.Кошелева.

Репертуар:

Кошелева Н.В., ст. Кинякина С. Гимн Мордовии // ФХ – слушание.

Сураев-Королев Г.Г., ст. Громыхина А. В солнечной Мордовии // ЦПСМ. С. 16 – пение.

Вдовин Г.Г. Родная сторона //ММФШ. С.28 – слушание.

Левженская плясовая. Обр. В.Белоклокова // ММНШ. С. 226; ФХ – слушание.


^ Любимые песни мордовского народа


Мордовское народное музыкальное искусство – сокровищница души и таланта мордовского народа, отражение его мировоззрения и характера. Хороводные песни (Кужонь морот). Национальные танцевальные движения («покачивание рук вдоль туловища», «приподнятие плеча»). Мордовские инструменты (шавома (м), чавома (э) I вида; пайгонят (м), баягинеть (э) (колокольчики)). Известная исполнительница мордовских народных песен Нина Спиркина (род. 1961) – заслуженная артистка МАССР, с 1979 года – солистка мордовской государственной филармонии, солистка фольклорного ансамбля «Келу».

Репертуар:

(м) Луганяса келуня (На лугу березка) // МНП. С. 44, ФХ – пение и слушание.

(э) Пек вадря! (Очень хорошо!) Исп. дет.группа «Пек вадря» // ФХ – слушание.

Луганяса келуня // СПММБ. С. 13. – слушание.

Бояркин Н.И. Кужонь моро. Хороводная // ПРФМК. Ч. 1. с. 10 – слушание.


^ II четверть

Композиторы Мордовии – детям


Н.В.Кошелева (род. 1952) – для детей. Цикл фортепианных пьес «Вирень ёфкс. Лесная сказка. Вирень ёвкс».

С. Терханов (род. 1954) – для детей. Детские песни (более 100), музыка к кукольным спектаклям.

Е.Кузина (род. 1963) – для детей. Цикл фортепианных миниатюр для детей «Наш день» (1982), музыка к сказке «Жил-был зайка» (1997).

Репертуар:

Терханов С., ст. Лейтеса У. Песенка первоклассницы // ММНШ. С. 16 – пение.

Терханов С., Ст. Садулина Е. Танец маленьких утят // ММФШ. С. 24 – пение.

Кошелева Н.В. Кепотьф мяль. Веселое настроение. Паро ёжо // ЛС. С. 7 – слушание.

Кузина Е., ст. Лунича Д. Если смеются дети // ФХ – слушание.


^ Путешествие в Фольклорию


Игровые и плясовые («частые») песни мордовского народа как отражение его веселого, жизнерадостного характера. Персонажи детских песен. Мордовский народный инструмент шавома (м), чавома (э) II вида. Национальные танцевальные движения («веретенце», «зеркальце»).

Репертуар:

(э) Раужо баран (Черный баран) // ММНШ. С. 134 – пение.

(э) Авкай, молян, мон вирев (Матушка, в лес пойду) // МНП. С. 59; ФХ – слушание.

Терханов С., Ст. Садулина Е. Петя-петушок // ММФШ. С. 76 – пение.

Кошелева Н.В. Кштима мора. Плясовая. Киштема мора // ЛС. С. 8 – слушание.

Волков Ш.И. Веселая горка // ДПКМ. С. 20 – слушание.


^ III четверть

Путешествие по Мордовии


Народные праздники. Масленица. Этнографические условия исполнения масленичных песен мордовского народа, особенности их интонирования и музыкального сопровождения. Национальные танцевальные движения («покачивание поднятых над головой полусогнутых рук», притоп).

Репертуар:

(м) Нармоннят, нармоннят (Птички, птички) // ММНШ. С. 68 – пение.

(э) Мастянь чи, паро чи (Масленичный день, хороший день) // ПНМИ. Т.З. с. 85 – пение.

Сураев-Королев Г.Г., ст. Громыхина А. Почему? // ЦПСМ. С. 18 – пение.

Бояркин Н.И. Сельский праздник // ПРФШК. Ч. 2. с. 11 – слушание.

Кирюков Л.П. Хороводная пляска // ДПКМ. С. 3 – слушание.


^ Известные мордовские исполнители


Мордовские сказительницы – Е.Кривошеева, Ф.Беззубова, Е.Денисова, П.Родькина, С.Люлякина.

С.Люлякина (1922-1993) – известная мордовская сказительница и исполнительница мордовских песен и сказок, поэтесса.

Мордовский детский музыкальный фольклор, его жанры. Потешки, прибаутки.

Репертуар.

(э) Нумолнэ (Зайчик). Исполняет С.Люлякина // ФХ – слушание.

Загадки. Исполняет С.Люлякина // ФХ – слушание.

Петушок. Исполняет С.Люлякина // ФХ – слушание.

(м) Вай, катоня, катоня (Ой, кошечка, кошечка) // пение.

Бояркин Н.И., ст. Маршака С. Шалтай-болтай // ШГЧ. С. 66 – пение.

Кошелева Н.В. Нюрямонь мора. Колыбельная. Мацтема моро // ЛС. С. 12 – слушание.

^ IV четверть

Природа – наш дом


Природа – наш дом, ее нужно беречь, любить, знать; нужно быть ее другом, ее защитником. Бережное отношение к природе нашего края. Леса Мордовии. Воспевания природы в мордовских народных песнях. Исполнение на детских свистульках (кевень тутушка (э)), шпульке.

Репертуар:

(м) Луганяса келуня (На лугу березка) // МНП. С. 44; ФХ – пение и слушание.

(э) Туйтя, туйтя, пиземне (Иди, иди, дождик) // ПНМИ. Т.З. с. 115 – пение.

Бояркин Н.И. Луганяса келуня // ПРФМК. Ч.1. с. 21 – слушание.

Бояркин Н.И. Пизем сеерема (Закличка дождя) // ПРФМК. Ч.1. с. 11 – слушание.


^ Путешествие в театр


Знакомство с Республиканским кукольным театром. Создан в 1938 году. Выпустил около 300 спектаклей, имеет 7 специальных дипломов. Музыка в театре кукол. Музыка к спектаклю А.Сперанского «Необыкновенное состязание» и спектаклю «Как тебя зовут?». Г.И. Сураев-Королев (1922-2000) – детям.

Репертуар:

Сураев-Королев Г.И., ст. Манчева П., пер. с болгар. В. Вишняка. Песенка Мурзика из музыки к спектаклю кукол «Как тебя зовут?» // ШГЧ. С. 71 – пение.

Кошелева Н.В. Сеельсь пеняцяй. Еж жалуется. Сеелесь пеняци. Из музыки к спектаклю кукол «Необыкновенное состязание» // ЛС. С. 12 – слушание.

Терханов С., ст. Терханова С. Вот закончен первый класс // ММФШ. С. 88 – пение.


^ 2 класс

I четверть

Моя Родина – Россия и Мордовия


Родина – это наш край. Гимн, флаг, герб Мордовии. Родина – это наша земля, которая кормит и поит. Земля-кормилица. Отношение мордовского народа к Родине и земле-кормилице. Г.Г.Сураев-Королев (род. 1952) – детям: «Забавные пьески» (1998), циклы для детского хора и солистов «В солнечной Мордовии» (1991), «Летающий котенок» (1992), «Огоньки» (1994).

Репертуар:

Кошелева Н.В., ст. Кинякина С. Гимн Мордовии // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В., ст. Норкина А. Полянка // УМП. С. 90 – слушание.

Сураев-Королев Г.Г., ст. Громыхина А. В солнечной Мордовии // ЦПСМ. С. 16 – пение.

Сураев-Королев Г.Г. Вечерние грезы. Из фортепианного цикла «забавные пьески» // ММФШ. С. 260 – слушание.

Бояркин Н.И. Вечкема мастор (Родные просторы) // ПРФМК. Ч. 1. с. 18 – слушание.

^ Любимые песни мордовского народа


Мордовские народные плясовые и хороводные песни. Черты национального характера, отраженные в плясовых песнях: веселость, оптимизм, жизнерадостность. Высокий уровень песенного и танцевального творчества мордовского народа. Национальные танцевальные движения («полочка», «потирание рук», «выставление ноги на пятку», «качалочка»). Использование народных инструментов для сопровождения плясок: кальдердема (э), калдоргофнема (м) (трещетка); куцюфт (м), пенчт (э) (ложки).

Репертуар:

(э) Кавто цёрат тикше ледить (Два парня сено косят) // ММНШ. С. 212; ФХ – пение и слушание.

Путушкин А. Мордовский танец // СПММБ. С. 55 – слушание.

Тебя ищет батюшка // СПММБ. С. 5 – слушание.

Полибин С. Мокшанские вихлявицы // ММФШ. С. 220 – слушание.


^ II четверть

Композиторы Мордовии – детям


Н.И.Бояркин (род. 1947) – известный мордовский фольклорист и композитор. Цикл фортепианных пьес для детей. Близость композитора к мордовскому музыкальному народному творчеству.

Г.Г. Сураев-Королев (род. 1952) – детям.

Репертуар:

Бояркин Н.И., ст. Маршака С. Птицы в пироге // ШГЧ. С. 64 – пение.

Бояркин Н.И. Овтонь свадьбань киштема (Пляска медведя на свадьбе) // ПРФМК. С. 14 – слушание.

Сураев-Королев Г.Г. Эхо над лугом. Из фортепианного цикла «Забавные пьески» // ММФШ. С. 72 – слушание.

Сураев-Королев Г.Г. Языческий танец // ММФШ. С. 170 – слушание.


^ Путешествие в Фольклорию


Народные праздники. Праздник «Роштувань куд» (Рождественский дом). Колядки – величально-поздравительные песни. Этнографические условия исполнения, особенности интонирования и музыкального сопровождения. Использование для сопровождения песен предметов домашней утвари.

Репертуар:

(э) Каляда! Каляда! // ПМНМИ. Т.З. с. 61 – пение.

(м) Ай, каляда, каляда! // ПМНМИ. Т. 1. с. 26 – пение.

(м) Ой, каляда! // ФХ – слушание.

(э) Каляда! // ФХ – слушание.

Бояркин Н.И. Роштува кудонь тейтерть (Девушки рождественского дома) // ПРФМК. Ч.1. С. 19 – слушание.

Сураев-Королев Г.Г. Рожденственский дом (мини-сюита) // ММФШ. С. 50 – слушание.


^ III четверть

Путешествие по Мордовии


Путешествие в село Анаево Зубово-Полянского района (бывшее село Пичевка Анаевской волости Тамбовской губернии), на родину Л.П.Кирюкова (1885-1965), основоположника мордовского профессионального искусства. Любовь композитора к мордовской народной музыке. Собирание мордовских народных песен. Обработки народных песен (более 500), цикл фортепианных миниатюр, песни и хоры (свыше 100). Саранское музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова.

Репертуар:

Кирюков Л.П., ст. Атянина Ф. Тютю-балю // ММНШ. С. 231 – слушание.

Кирюков Л.П. Праздник в Пимбуре // ДПКМ. С. 5, ФХ – слушание.

Сураев-Королев Г.Г., ст. Громыхина А. Солнечные зайчики // ММНШ. С. 11 – пение.

Кирюков Л.П. Мордовский танец // СПММБ. С. 25 – слушание.


^ Известные исполнители Мордовии


Известные исполнительницы мордовских народных песен: М.Антонова, А.Куликова, Н.Маркова.

М.Н. Антонова (род. 1926) – народная артистка РСФСР, МАССР, в 1948-55 гг. – солистка ансамбля «Умарина», 1955-93 гг. – Мордовской Государственной филармонии.

Куликова А.Н. (род. 1943) – народная артистка РСФСР и РМ, заслуженная артистка РСФСР и МАССР, в 1962-80 гг. – солистка Государственного ансамбля «Умарина». Исполняет мордовские и русские народные песни, песни композиторов Мордовии.

Маркова Н.В. (род. 1957) – заслуженная артистка МАССР и РФ, в 1977-87гг. – солистка Государственного ансамбля песни и танца «Умарина», с 1988 г. – солистка Мордовской Государственной филармонии. В репертуаре русские и мордовские народные песни, произведения мордовских композиторов.

Лирические песни мордовского народа. Их напевность, широта, красота. Отражение души мордовского народа в песнях. Национальные черты характера: поэтичность, сдержанность.

Репертуар:

(э)Умарина (Яблонька). Исп. М.Антонова // ФХ – слушание.

(э)Умарина //ММФШ, С. 8 – пение.

Ой, луг, луг // СПММБ. С. 3 – слушание.

Бояркин Н.И. Умарина (Яблонька) // ПРФМК. Ч.1. с. 26 – слушание.


^ IV четверть

Природа – наш дом


Воспевание природы, ее красоты в мордовских народных песнях. Формирование чувства ответственности за ее состояние. Весна как символ возрождения и обновления жизни. Мордовские народные песни весеннего периода; условия их бытования и особенности интонирования. Мордовские музыкальные инструменты (кальцаемат (э), кальхциямат (м), срафтома пелькс, пайге (м), баяга (э)).

Репертуар:

Вдовин Г.Г. Весна в Мордовии // ММНШ. С. 90 – пение.

Сураев-Королев Г.Г., ст. Дорофеева З. Весна // ШГЧ. С. 58 – пение (на выбор).

(э) Позяра! // ФХ – слушание.

Яблоня // СПММБ. С. 17 – слушание.

Волков М.И. Летят утки // ПРФМК. Ч.1. с. 28 – слушание.


^ Путешествие в театр


Государственный музыкальный театр им.И.М.Яушева (создан в 1935 г. как Государственный русский театр музыкальной комедии), в 1937-41 и 1943-48 – Республиканский театр оперы и балета. В 1959 г. – музыкально-драматический театр. В 1969 г. – Театр драмы и музыкальной комедии, в 1992 г. – Государственный музыкальный театр РМ, в 1994 г. – имени И.М.Яушева. Музыка Н.В.Кошелевой к музыкальному спектаклю по пьесе А.Ежова и Н.Голенкова «Серебряное озеро».

Репертуар:

Кошелева Н.В. Стирень кштимат. Хоровод подружек. Киштемат – морсемат // ЛС. С. 15 – слушание.

Кошелева Н.В. Ялгань кштимат. Танец поезжан. Ялгань киштемат //ЛС.С.13.

Муз и ст. Терханова С. Про кошечку Мурку и зарядку // ММНШ. С. 140 – пение.


^ 3 класс

I четверть

Моя Родина – Россия и Мордовия


Моя Родина. Гимн России и Мордовии. Памятник единению России и Мордовии. Дружба русского и мордовского народов. Г.И. Сураев-Королев (1922-2000) – известный мордовский композитор.

Репертуар:

Кошелева Н.В., ст. Кинякина С. Гимн Мордовии // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В., ст. Трошкина М. Моя Мордовия //ММФШ. С. 92 – пение.

Вдовин Г.Г., ст. Талаевского А. Родина // ШГЧ. С. 8 – пение.

Сураев-Королев Г.И. Плечом к плечу с Россией // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В. Зарисовки (№4) // ПРФМК. Ч.1. с. 66 – слушание.


^ Любимые песни мордовского народа


Мордовские народные шуточные песни как отражение национальных черт характера мордвы: склонность к шутке, веселью. Обработки народных песен. Национальные танцевальные движения («елочка») с притопом в конце хода, «ход с подскоком». Мордовский народный инструмент байдяма (м), люляма (э). Исполнительница мордовских народных песен Анна Атласова (род. 1962); заслуженная артистка РМ, с 1979 г. – солистка ансамбля «Келу».

Репертуар.

(э) Косо, косо да Утяша? // ММНШ с. – пение.

Где, где Утяша? // СПММБ. С. 15 – слушание.

Кштема. Обр. А.Путушкина // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В. Пидиень-паниень кштима. Танец стряпух. Пидициянь-паницянь киштемат // ЛС. С. 16 – слушание.

Бояркин Н. Офтонь кштимат. Пляски медведя //ММФШ. С. 223 – слушание.


^ II четверть

Композиторы Мордовии – детям


Г.Г.Вдовин – известный мордовский композитор. Жизнь и творчество мордовского композитора. Г.Г.Вдовин – детям.

Репертуар:

Вдовин Г.Г., ст. Руженцева Е. Троллейбус // ШГЧ. С.54 – пение.

Вдовин Г.Г. Кукла спит // ДПКМ. С. 23 – слушание.

Вдовин Г.Г. Простая песенка // ФМКМ. Ч.1. с. 7 – слушание.

Вдовин Г.Г.Мордовская пляска из вокально-хореографического действа «Тейтерень пия кудо» // ММФШ. С, 110 – слушание.


^ Путешествие в Фольклорию


Инструментальная музыка мордовского народа. Мордовские народные музыкальные инструменты: нюди (м, э), фам, уфам (м), пувама (э), их характеристика. Мордовские инструменты в пьесах мордовских композиторов.

Репертуар:

Танец медведя (наигрыш) // ФХ – слушание.

Наигрыш на нюди // ФХ – слушание.

Бояркин Н.И. Пастух играет на нюди //ДПКМ. С. 27 – слушание.

Бояркин Н.И. Сельский сторож // ПРФМК. Ч.1. с. 20 – слушание.


^ III четверть

Путешествие по Мордовии


Путешествие в г.Темников – в гости к Л.И.Воинову (1898-1967). Жизнь и творчество композитора. Оркестр народных инструментов им. Л.И.Воинова. Любовь композитора к мордовскому народному музыкальному творчеству. Исполнитель – виртуоз на балалайке.

Репертуар:

(э) Умарина (Яблонька) // ФХ – слушание.

(э) Косо, косо да Утяша? // ММНШ. С.168 – пение.

Воинов Л.И. Фантазия на две мордовские темы (ф-ты) // ММНШ. С. 168; ФХ – слушание.

Воинов Л.И. Марш на мордовские темы // ФХ; СПМШМБ. С. 39 – слушание.

Сураев-Королев Г.Г. , ст. Ежова А. Песенка для мамы // ММФШ. С. 62 – пение.


^ Известные мордовские исполнители


Исполнители мордовских народных песен – ансамбли села Ст.Теризморга Старо-Шайговского района; «Эрзянка» с.Чиндяново Дубенского района, с.Левжа Рузаевского района. Аутентичность исполнения. Особенности многоголосного пения мордвы. Тембровая специфика. Ансамбль «Торама».

Репертуар:

(э) Тундонь чись (Весенний день). Исп. «Торама» // ФХ – слушание.

Сураев-Королев Г.Г., ст. Громыхина А. Художница // ЦПСМ. С. 29 – пение.

Какую песню мы споем? // СПММБ. С. 12 – слушание.

Кувака моро // ЛС. С. 9 – слушание.

Вдовин Г.Г. Вариации на две эрзянские народные песни (ф-т) //ММФШ. С. 275 – слушание.


^ IV четверть

Природа – наш дом


Любовное отношение мордовского народа к природе, животным, растениям. Закликание весны «Тройцань чи» - праздник воспевания весны, красоты природы.

Репертуар:

Терханов С., ст. Орлова В. Весенние молоточки // ММНШ. С. 97 – пение.

Митин Н., ст Мокшина Н. Тундонь моро (Весенняя песня) // НП. С. 13 – пение (на выбор).

(м) Кизоняньке сашендыхть // ФХ – слушание.

Волков М.И. Пробуждение. Из цикла «Времена года» // ПРФМК. Ч.1. С. 26 – слушание.


^ Путешествие в музыкальный театр


Государственный музыкальный театр им.И.М.Яушева. Музыка Л.П.Кирюкова к драме «Литова» П.Кириллова. Постановки в 1943, 1959, 1969, 1985 гг. Алена, посланница Степана Разина – прообраз Литовы, главной героини музыкальной драмы. Действующие лица: Канева, Сыреська, Варда, Истрая и Ордатя, Васька, Арчилов. Сюжет драмы. Близость музыки Л.П.Кирюкова к мордовскому народному искусству.

Репертуар:

Кирюков Л.П. Хороводная пляска из музыкальной драмы «Литова»// ФХ – слушание.

Кирюков Л.П. Ария Литовы из музыкальной драмы «Литова» //ФХ – слушание.


^ 4 класс

II четверть

Тема четверти: «Музыка моего народа»

(посвящена изучению мордовского музыкального искусства)


Темы: 1 урок «Летопись души мордовского народа».

2 урок «Жизнь мордовского народа в песнях».

3 урок «Путешествие в мордовское село».

4 урок «Играй, играй, да не заигрывайся».

5 урок «Предания и мифы мордовского народа».

6 урок «Инструментальная музыка мордовского народа».

7 урок «Взаимосвязь мордовского народного и профессионального музыкального искусства».

8 урок «Единство народов Республики Мордовия».


Летопись души мордовского народа


Характеристика народного идеала «совершенного человека» у мокшан и эрзян. Черты, составляющие основу национального характера мордовского народа: трудолюбие, веселость, гостеприимство, мастеровитость, смекалка, степенность, сдержанность, честность. Культивирование физического здоровья, художественных проявлений, зажиточности. Отражение этих черт и качеств в лирических песнях. Особенности интонирования и своеобразие музыкального языка лирических песен.

Репертуар:

(м) Роман Аксясь // МНП. С. 108. ФХ – пение и слушание.

(э) Ков пурнат, мазы тейтерь? // ФХ – слушание.

Бояркин Н.И. Пряха // ПРФЛК. Ч. 2. с. 7 – слушание.

Ильин И. Мордовский танец // ФХ – слушание.


^ Жизнь мордовского народа в песнях


Народные песни семейной обрядности. Свадебный обряд у мокшан и эрзян. Разыгрывание сюжета. Роль свахи. Положение невесты. Свадебный пир. Свадебные песни, их виды. Особенности их интонирования и музыкального сопровождения.

Репертуар:

Свадебная. Обр. Г.Камалдинова, пер. Яр.Родионова // НММ. С. 3 –пение.

(м) Срхкада, кудат, срхкада // ФХ – слушание.

Вдовин Г.Г., ст. Эскина А. Свадьба // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В. Мокшэрзянь свадьба. Мордовская свадьба. Мокшэрзянь свадьба // ЛС. С. 21 – слушание.

Терханов С. Свадебные колокола //ММФШ. С. 302 – слушание.


^ Путешествие в мордовское село


«Скорые», «частые» (плясовые) песни мордовского народа; отражение в них веселого характера мокшан и эрзян. Особенности их интонирования и музыкальная характеристика, связь с русской песенностью. Национальные танцевальные движения («гармошка с притопом»; «шаркающий шаг»).

Репертуар:

(э) Еру // ПМНМИ Т.З. с. 258 – пение.

(э) Кавто цёрат тикше ледить // ММНШ. С.212, ФХ – пение.

(м) Луганяса келуня // МНП с.44; ФХ – пение.

Эрзянский перепляс // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В. Пеетькшнемань кштима. Танец-шутка. Пейдемань киштема // ЛС. С. 19 – слушание.

Кошелева Н.В. Вариации на тему мокшанской народной песни «Луганяса келуня» // ММФШ. С.82 – слушание.


^ Играй, играй, да не заигрывайся!


Жанры мордовского детского музыкального фольклора. Отражение в детском фольклоре любви к детям, стремления к их всестороннему развитию. Потешки. Игровые песни. Сказки с напевами.


Репертуар:

Сорока. Обр. Г.Камалдинова, пер. Ф.Атянина // НММ. С. 10 – пение.

Зайчик и пес. Исполняет С.Люлякина // ФХ – слушание.

(э) Паро оят (сказка с напевами). Исполняет С.Люлякина // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В. Зарисовки (№1) // ПРФМК Ч.1. с. 63 – слушание.


^ Предания и мифы мордовского народа


Мифы и предания мокшан и эрзян о возникновении мира. Мифические существа, населяющие «крестьянскую Вселенную»: Вирява (богиня леса), Ведява (богиня воды), Модава (богиня земли), Вармава (богиня ветра), Толава (богиня огня), Нишкепаз (бог пчел) и др.

Эпические песни, отражение в них мифов и преданий. Песни на сказочные сюжеты. Особенности интонирования эпических песен.

Репертуар:

(м) Келу // ПМИМИ Т.2. с. 25; ФХ – пение и слушание.

(э) Колмоненест патят-сазорт // МНП. С. 81 – слушание.

Старуха Сюмерьге. Обр. И.Соколовой // СПММБ. С. 38 – слушание.

Вдовин Г.Г, ИЗ прошлых времен // ММФШ. С. 100 – слушание.


^ Инструментальная музыка мордовского народа


Мордовские народные музыкальные инструменты, их характеристика. Инструментальные наигрыши.

Репертуар:

(э) Каляда! Каляда! // ПМНМИ Т.3. с. 57 – пение с инструментальным сопровождением.

(м) Ай, каляда, каляда! // ПМНМИ Т.1. с. 27 – пение с инструментальным сопровождением.

Наигрыш на нюди // ФХ – слушание.

Зерезенькай (наигрыш) // ФХ – слушание.

Лысенкова Е. Наигрыш // ММНШ. С. 157, ФХ – слушание.

Бояркин Н.И. Кальцаемат // ПРФМК. Ч.1. с.16 – слушание.


^ Взаимосвязь мордовского народного и профессионального искусства


Истоки мордовского профессионального музыкального искусства. Цитирование, варьирование мордовских народных песен в произведениях композиторов Мордовии; произведения мордовских композиторов, написанные в народном духе. Творческое претворение принципов национального музыкального мышления в композиторском творчестве.

Репертуар:

(м) Вай, луга, луга // ММНШ. с. 191 – пение.

Кошелева Н.В. Стирень кштимат-морсемат. Хоровод подружек. Тейтерень киштемат-морсемат // ЛС. С. 15 – слушание.

Волков М.И. Урожайная // ПРФМК. Ч.1. с. 38 – слушание.

Мордовский танец. Обр.А.Путушкина – слушание.


^ Единство народов Республики Мордовия


Любовь к родному краю. Дружба народов, проживающих в республике. Стремление учиться, жить и работать на благо малой Родины.

Репертуар:

(э) Умарина // ММФШ. С.8 – пение.

(э) Умарина (Яблонька) // ФХ – слушание.

Яблонька. Обр. Г.Камалдинова, пер. Ф.Атянина // НММ. С. 8 –пение.

Кошелева Н.В., ст. Трошкина М. Моя Мордовия //ММФШ. С. 92 – пение.

«Времена года». Из программы ансамбля «Келу» // ФХ – слушание, подпевание.


^ 5 класс

I четверть

Моя Родина – Россия и Мордовия


Гимн России и Мордовии. Памятник «Навеки с Россией» (Площадь Дружбы). Авторы: скульптор И.Д.Бродский, архитектор И.А.Покровский. Открыт 6 ноября 1986 г. Музыка мордовских композиторов о Мордовии.

Репертуар.

Кошелева Н.В., ст. Кинякина С. Гимн Мордовии // ФХ – слушание и пение.

Терханов С., ст. Крапивина В. Утренний край // ММНШ. С. – пение.

Аверкина А., ст. Черняева П. Земля моя любимая // ПМ. С. 122 – пение.

Вдовин Г.Г., ст. Кемайкиной Р. Чачома мода // ПМ. С. 69; ФХ – слушание.


^ История в музыке, музыка в истории


История как отражение жизни народа. Человек, не знающий историю своего народа, как дерево без корней. Гордость за свой народ, сопричастное отношение к прошлому своего края. Эпические песни мордовского народа исторического содержания (сюжеты о татарском полоне, о притеснении крестьян помещиками). Произведения мордовских композиторов на историческую тему.

Репертуар:

(э) Вирь чиресэ. Исп. А.Куликова, «Умарина» // ФХ – слушание.

(э) Сур велесь, велесь (Село Сурское) // МНП. С. 123; ФХ – пение и слушание.

(м) Пугачев // МНП. С. 150 – пение (на выбор).

Вдовин Г.Г. Песня Каневы из музыкальной драмы «Ветер с понизовья» // ММНШ. С. 192 – слушание.

Кошелева Н.В. Алена Арзамасская из балетной сюиты ( ч.4. «Казнь Алены» // ФХ – слушание.


^ II четверть

Композиторы Мордовии


Н.В.Кошелева (род. 1952) – известный мордовский композитор, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Мордовии, автор государственного гимна РМ. Народная артистка Мордовии. Ее песенное и фортепианное творчество. Песенная связь творчества Н.В.Кошелевой и мордовского народного музыкального искусства. Лиризм творчества Кошелевой Н.В. Вокальные и хоровые циклы на народные тексты («Мокшанские песни», «Народный триптих», «Кантаты», «Мордовские песни»).

Автор балета «Алена Арзамасская» (2001), театрального действа «Мордовская свадьба» (1980), музыкальной сказки «Серебряное озеро», музыки к спектаклям «Лес шуметь не перестал» (1982), «В пустом доме люди» (1989), сочинения для хора (20), сюита для оркестра народных инструментов (1981), «Лесная сказка» (фортепианные пьесы) (1999), песни (более 50), детские песни и хоры (более 30) и др.

Репертуар:

Кошелева Н., сл. Девина И. Лайме порась (Цветет черемуха) // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В., ст. Кинякина С. Сембодонга мазыняй // ЧМП. С. 105; ФХ – пение и слушание.

Кошелева Н., сл. П.Черняева, пер. А.Пудина. Сельские обычаи // ПМ. С. 109 – пение (на выбор).

Кошелева Н.В. Любовь из симфонического цикла «Женские портреты по скульптурам Д.С. Эрьзи» (ф-т) // ММФШ. С. 311 – слушание.

Кошелева Н.В. Колдунаватнень моросна. Хор колдуний. Колдунаватнень морост // ЛС. С. 37 – слушание.

Кошелева Н.В. Колдунавань кштима. Пляска колдуний. Колдунавань киштема // ЛС. С. 32.


^ Композиторы Мордовии


Л.И.Воинов (1898-1967) – известный композитор Мордовии, балалаечник, дирижер, Заслуженный деятель искусств РСФСР и народный артист МАССР. Его жизненный и творческий путь. Оркестр народных инструментов в г.Темникове (1918), созданный под рук. Л.И.Воинова. Лучшие произведения композитора: два концерта для балалайки с оркестром народных инструментов (1945, 1954) , «Мордовская рапсодия» (1953), «Мордовская плясовая» (1947), кантата «Сказ о Мордовии» (слова Н.Эркая), фантазия на две мордовские темы для балалайки и фортепиано (1948) и др.

Репертуар:

(э) Вай, луга, луга //МНП. С. 28 –пение.

Воинов Л.И. Вальс. Исполняет автор // ФХ – слушание.

Воинов Л.И. Увертюра-фантазия // ФХ – слушание.

Воинов Л.И. Мордовская плясовая // ФХ – слушание.


^ III четверть

Наши святыни


Известные монастыри Мордовии. Храм в твоей душе. Православные храмы и монастыри на территории Мордовии: собор Иоанна Богослова, Георгиевская, Казанская, Никольская, Предтеченская, Успенская, Христорождественская церкви (г.Саранск). Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь (г. Темников). Казанская Ключевская мужская пустынь (пос. Тургенево). Иоанно-Богословский мужской монастырь (г.Саранск, Макаровка). Свято-Троицкий Чуфаровский мужской монастырь (с. Большое Чуфарово). Параскево-Вознесенский Пайгармский женский монастырь (с. Пайгарм) и др.

Отражение православных идей в творчестве мордовских композиторов.

Репертуар:

Кошелева Н., ст. Нестерова Н. Вай, Иисус // ФХ; ММФШ. С. 47 – слушание и пение.

Кошелева Н., пер. на мокш. язык Мишаниной В. Аляньке минь (Отче наш). Молитва // ФХ – слушание.

Бояркин Н.И., ст. Бояркина Н.И. Аллилуйя! // ММФШ. С. 70 – слушание.


^ Любимые песни мордовского народа


Лирические песни мордовского народа. Отражение в них любви к природе, воспевание ее красоты. Особенности музыкального языка лирических песен мордвы. Исполнитель мордовских старинных песен – ансамбль «Торама» (создан в 1990 г.), лауреат и обладатель золотой медали II Всероссийского телерадиоконкурса «Голоса России» (1994), Лауреат Государственной премии. Выступал в Финляндии, Эстонии, Англии, Швеции. Снят фильм «Зов торамы», выпущен ряд аудиокассет и дисков.

Репертуар:

(э) Кодамо моро минь моратано? (Какую песню мы споем) // МНП. С. 64 – пение.

(м) Аряда, дугай, аряда, ялгат. Исп. «Торама» // ФХ – слушание.

(э) Лато прясо комолят (Хмель на крыше) // ФХ – слушание.

Душский А. Мордовская сюита // ФХ – слушание.


^ IV четверть

Известные исполнители Мордовии


Илларион Максимович Яушев (1902-1961) – известный мордовский оперный певец (баритональный бас) и исполнитель мордовских народных песен. Заслуженный артист МАССР и РСФСР. Первый мордовский певец, получивший профессиональную подготовку в вузах страны. Жизненный и творческий путь исполнителя-мастера. Деятельность И.М.Яушева в Мордовском оперном театре и Мордовской филармонии.

Дмитрий Иванович Еремеев (род. 1927) – заслуженный артист РСФСР, народный артист МАССР. В 1949-67 – солист Мордовского ансамбля песни и пляски, с 1959 г. – художественный руководитель и директор Мордовской филармонии, преподаватель Саранского музыкального училища им.И.П.Кирюкова, с 1991 – педагог по вокалу ФНК МГУ им. Н.П.Огарева.

Репертуар:

«Вирисэ» в исполнении И.М.Яушева // ФХ – слушание.

Самсон леляй. Исполняет Д.Еремеев //ФХ – слушание.

Кошелева Н.В. Сатома-панема. Погоня. Пансема // ЛС. С. 43 – слушание.

(м) Лугава якай гонядой лишме // МНП. С. 41 – пение.

Вдовин Г.Г. Песня с вариациями // ФМ КМ. Ч.1. с. 14 – слушание.


^ Путешествие в театр


Опера Л.П.Кирюкова «Несмеян и Ламзурь» (1944 г.). События XVII в. (1670-1971). Осмысление деяний прошлых веков в контексте сегодняшнего времени. История создания произведения, сюжет, действующие лица.

Репертуар:

Кирюков Л.П. Хор повстанцев из оперы «Несмеян и Ламзурь» // ФХ – слушание.

Кирюков Л.П. Плясовая из оперы «Несмеян и Ламзурь» // ФХ – слушание.

Кирюков Л.П. Ариозо из оперы «Несмеян и Ламзурь» // ФХ – слушание.


^ 6 класс

I четверть

Моя Родина – Россия и Мордовия


Гимн России и Мордовии. Достижения нашей республики – достижения каждого из нас. Гордость за свой край. Известные люди республики.

Д.Демяшкин (род. 1982) – известный пианист, с 1994 г. солист Всемирного детского симфонического оркестра. Включен в «Золотую книгу» президентской программы «Новые имена планеты: XX век – XXI веку» (Юнеско, 1996).

Репертуар:

Кошелева Н.В., ст. Трошкина М. Моя Мордовия // УМП. С. 88 – пение.

Кошелева Н.В., ст. Сухорукова Ю. Родниковые гусли мои // ММФШ. С. 395 – пение.

Терханов С., ст. Гребенцова Г. Березовая родина моя // ФХ – слушание.

Кирюков Л.П. Пьеса для оркестра // ФХ – слушание.

Кирюков Л.П. Мордовский танец // СПММБ. С. 27 – слушание.


^ История в музыке, музыка в истории


Гордость за прошлое своего края и его настоящее. Представление о собственной причастности к событиям минувшего, к художественной культуре народов Мордовии. Желание участвовать в осмыслении и «написании» истории своего края.

Эпические песни мордовского края (сюжеты о рекрутской повинности).

Репертуар.

(м) Ой, ушу лиси // ФХ – слушание.

(э) Гаройц Маряц // ФХ – слушание.

(э) Вай, морясь // ФХ; ММНШ. С.209 – пение.

Митин Н.Н. Симфония «Рузаевская республика» (ф-т) // ММФШ. С. 243 – слушание.

Кошелева Н.В. Сюита для оркестра народных инструментов в 4-х ч. Ч.3 // ФХ – слушание.


^ II четверть

Композиторы Мордовии


Л.П.Кирюков (1895-1965) – основоположник мордовского профессионального искусства. Близость его творчества к мордовскому народному музыкальному искусству. Собиратель мордовских народных песен (сборник 1929, 1935, 1948 гг.). Создатель музыки к драме «Литова» (1943), оперы «Несмеян и Ламзурь» (1944), «Нормальня» (1962), скрипичного концерта (1959), цикла фортепианных миниатюр (1959).

Репертуар:

Кирюков Л.П., ст. Атянина Ф. Тютю-балю // ММНШ. С.231 – пение.

Кирюков Л.П. Увертюра к музыкальной драме «Литова» //ФХ – слушание.

Кирюков Л.П. Ария Литовы из музыкальной драмы «Литова» // ФХ; ММФШ. С.239 – слушание.

Кирюков Л.П. Хор из второго действия «Освящение поля», Заключительный хор из музыкальной драмы «Литова» // ФХ – слушание.


^ Композиторы Мордовии


Г.И.Сураев-Королев (1922-2000) – известный мордовский композитор, фольклорист, хоровой дирижер и педагог. Жизненный и творческий путь композитора. Его вклад в собирание и издание мордовских народных песен. Сураев-Королев Г.И. – основоположник оратории и струнного квартета в мордовской музыке. Создатель и руководитель женского фольклорного ансамбля «Келу». Большое место в творчестве композитора занимают обработки мордовских народных песен для хоровых коллективов.

Творчество Г.И.Сураева-Королева. «Торжественная увертюра» (1985), музыка к пьесе «Яблоня у большой дороги» (1965) по пьесе А.Куторкина, к спектаклям кукольного театра «Приключения охотника Дамая» (1960), «Как тебя зовут» (1969); фантастическая оратория «Последний суд» (1972), вокально-хореографическая сюита «Сельская улица» (1966), сочинения для хора (более 20), струнный квартет №2 (памяти Л.П.Кирюкова) (1986), «Фантазия на тему мордовской народной песни «Роман Аксясь» для фортепиано (1959), обработки народных песен (9), песни (более 30).

Репертуар:

Сураев-Королев Г.И., ст. Талалаевского Л. Скажите, почему алеют розы? // ИВС. С. 306 – пение.

Аляняце вешенттянза. Обр. Г.И.Сураева-Королева // ИВС. С. 119, ФХ – слушание.

Сураев-Королев Г.И. Квартет для двух скрипок, альта и виолончели // ФХ – слушание.

Сураев-Королев Г.И. Фантазия для ф-но на тему мокшанской народной песни «Роман Аксясь» (ф-т) // ММФШ. С. 294 – слушание.


^ III четверть

Наши святыни


Памятник «Мать – Мордовия вручает меч сыну-солдату» (скульптор Н.В.Томский, архитектор А.М.Душкин) (созд. в 1970 г.). Подвиг жителей Мордовии в Великой Отечественной войне. Рославльская краснознаменная стрелковая дивизия. Аллея Памяти в Саранске. Мордовские композиторы о войне.

Репертуар:

Митин Н., ст. Курлата И. Песня о барабанщике // ШГЧ. С. 35 – пение.

Кошелева Н., ст. Уездина М. У могилы Неизвестного солдата // УМП. С. 94 – пение (на выбор).

Вдовин Г.Г. Баллада // ФМКМ: Пкф. С. 25 – слушание.

Митин Н. «Было так», «Песня о матери» из кантаты «Венок победы» // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В. Плач об отце. Из оратории «Песнь о воинской славе» (ф-т) // ММФШ. С. 337 – слушание.


^ Любимые песни мордовского народа


Хороводные и плясовые песни мордовского народа, особенности их бытования и исполнения.

Мордовские ансамбли «Умарина» и «Келу». Государственный ансамбль песни и танца «Умарина» (первый концерт в 1939 г.), лауреат Государственной премии РМ (1974), Лауреат Всероссийского конкурса ансамблей песни и танца.

Фольклорный ансамбль «Келу» (1979 г.) – лауреат I Всероссийского телерадиоконкурса «Голоса России», лауреат Международного фестиваля народного творчества округа Нематель (Швейцария, 1994).

Репертуар:

(м) Кужа морот. Исп. ансамбль «Келу» // ФХ – слушание.

(э) Адядо, ялгат, розь паксяв // МНП. С. 70, ФХ – пение и слушание.

Фрагменты из программы ансамбля «Келу» «Времена года» // ФХ – слушание.

Трошин Б.М. Мордовская сюита // ФХ – слушание.


^ IV четверть

Известные исполнители Мордовии


Известные певцы Мордовии. Владимир Сергеевич Киушкин (высокий бас) (род. 1915) – народный артист МАССР, солист Мордовского музыкального драматического театра, педагог по вокалу Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова. В его репертуаре арии из опер, мордовские народные песни.

Раиса Макарова Беспалова (1925-1993), певица (меццо-сопрано), народная артистка РСФСР, МАССР, с 1959 г. солистка Мордовского муздрамтеатра, с 1973 по 1991 – педагог Саранского музыкального училища им. Л.П.Кирюкова.

Виктор Михайлович Кудряшов (род. 1946) – певец (лирический баритон), заслуженный артист МАССР, с 1978 г. – солист Мордовской государственной филармонии. В репертуаре – романсы и песни композиторов Мордовии.

Репертуар:

Кирюков Л.П. Ария Арчилова из музыки к драме «Литова». Исполняет В.Киушкин // ФХ – слушание.

Кирюков Л.П. Ария Вартавы из оперы «Нормальня». Исполняет Р.Беспалова // ФХ – слушание.

Вдовин Г.Г. Семилей. Исполняет В.Кудряшов // ФХ – слушание.


^ Путешествие в театр


Государственный музыкальный театр им. И.М.Яушева. Балет Н.В.Кошелевой «Алена Арзамасская». Либретто. Своеобразие музыкального языка. Народные музыкальные картины «Мордовская свадьба».

Репертуар:

Кошелева Н.В. Частушки стряпух из балета «Алена Арзамасская» // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В. Отдых (народная сцена) из балета «Алена Арзамасская» // ММФШ. С. 181 – слушание.

Кошелева Н.В. Воспоминания Алены (ф-т сцены «Лагерь повстанцев») из балета «Алена Арзамасская» // ММФШ. С. 217 – слушание.

Кошелева Н.В., ст. Ирченко В. Пролог и финал из народных музыкальных картин «Мордовская свадьба» // ФХ – слушание.


^ 7 класс

I четверть

Моя Родина – Россия и Мордовия


Моя Родина – Россия и Мордовия. Известные мордовские художники, писатели, прославляющие наш край.

Репертуар:

Кошелева Н.В., ст. Норкина А. Полянка // ЧМП. С. 90 – пение.

Терханов С., ст. Белик Н. Родина моя // ММНШ. С. 235 – пение.

Барков В., сл. Кузьмина И. Песня о Мордовии // ФХ – слушание.

Павлов Г. Концертная пьеса для скрипки и фортепиано // ФХ – слушание.

^ Композиторы Мордовии

Г.Г.Вдовин (род. 1940) – известный мордовский композитор, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств России и Мордовии, педагог, фольклорист, общественный деятель.

Отражение в музыке жизненных проблем прошлого и настоящего. Соприкосновение с мордовским народным музыкальным творчеством. Основоположник многих жанров мордовской профессиональной музыки: симфонии, хорового концерта, сонаты, вокального цикла. Автор более 200 сочинений: оперы «В шесть часов вечера после войны» (1975), оперы «Пасынок судьбы» (1986), сочинений для фортепиано (более 15) (в том числе пьесы для детей), романсы (более 10), песни (более 50), обработки народных песен (более 50), музыкальной драмы («Ветер с понизовья»), оперетты «Главная роль» (1978), музыки к спектаклям «У каждого своя болезнь» (1969), «Долги наши» (1974), четырех симфоний, более 40 вокально-хоровых сочинений, хоров, симфониетты, 4-х струнных квартетов.

Репертуар:

Вдовин Г.Г. Сонатина // ПРФМК. Ч.2. с. 24 – слушание.

Вдовин Г.Г. Инвенция // ФМКМ. Ч.1. с. 8 – слушание.

Вдовин Г.Г., ст. Калинина И. Мордовия // ПМ. С. 19 – пение.

Вдовин Г.Г. Пьесы (для флейты и фортепиано) // ФХ – слушание.

Вдовин Г.Г., ст. Соколова Б. Ой, ты, дождь // ФХ – слушание.


^ II четверть

Композиторы Мордовии


Н.Н.Митин (род. 1949) – член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Мордовии, педагог. Сочинения композитора: симфонетта (1979), симфония «Рузаевка, 1905 год», сюита «Темниковская» для оркестра народных инструментов (1994), сонаты, десять прелюдий для фортепиано (1997), кантата, сочинения для хора (около 20), песни (около 20).

Репертуар:

Митин Н.Н., сл. Таяновского И. Мамины руки / ПМ. С. 59 – пение.

Митин Н. Прелюдия №1 (в романтическом стиле) // ФМКМ. Ч.1. с. 26 – слушание.

Митин Н. Прелюдия // СПММБ. С. 48 – слушание.


^ Композиторы Мордовии


С.Терханов (род. 1954 г.) – заслуженный деятель искусств РМ, член Союза композитор России, педагог. Творчество связано большей частью с театром и кино, также значительное место занимает камерно-вокальная музыка: балет «Кто ты?» (1993), балетная музыка на основе сюиты по мотивам скульптур Эрьзи (1996), хореографическая миниатюра «Колесо времени» (2002), зонг-опера «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1974), мюзиклы «Золотой цыпленок» (1983), «РВС» (1986), «Антошка и гармошка» (1990), «Кот-гусляр» (1995); музыка к спектаклям драматического и кукольного театров (около 70) («Золотая пряжа» (1997), «Полоумный Журден» (1998), «Гулливер в стране лилипутов» (1998), «Сказка о царе Салтане» (1999), кантаты «Душа народная хранит» (1990), «Гимн любви» (1999), «Если…» (2001)); сочинения для смешанного хора (около 30), сочинения для женского хора (10), для детского хора (более 20), вокальные циклы (5), романсы (более 20), баллады (7), песни (более 100), песни для детей (более 100), камерно-инструментальные сочинения (более 20) и др.

Репертуар:

Терханов С., сл. Садулина Е. Что такое доброта // ФХ – слушание.

Терханов С., ст. Альшулера Н., Терханова С. Дом, в котором музыка жива // ММНШ. С. 261; ФХ – пение и слушание.

Терханов С. Вальс – видение // ФМКМ. Ч.1. с. 47 – слушание.

Терханов С. Осенний романс // ФМКМ. Ч. 1. с. 49 – слушание.

Терханов С. Болдино // ММФШ. С. 289 – слушание.


^ III четверть

Наши святыни


Музыка, застывшая в камне. Жизнь и творческие искания С.Д.Эрьзи. Творчество мордовских композиторов, отражающее их видение деятельности С.Д.Эрьзи.

Репертуар.

Вдовин Г.Г. Музыка на скульптуры С.Эрьзи: Греза. Моисей. Танец. //кассета «Музыка композиторов Мордовии, посвященная Эрьзе» (Республиканская библиотека им. А.С.Пушкина) – слушание.

Кошелева Н.В. Потрет матери. Утро. Из симфонического цикла по скульптурам С.Д. Эрьзи //ММФШ. С. 213, 276 – слушание.

Кузина Е.В. Симфоническая поэма «Эрьзя» // кассета «Музыка композиторов Мордовии, посвященная Эрьзе» (Республиканская библиотека им. А.С.Пушкина) – слушание.


^ Любимые песни мордовского народа


Фольклорные ансамбли «Эрзянка» С.Чиндяново Дубенского района; народный хор Ст.Теризморга Старо-Шайговского района, с.Рыбкино Ковылкинского района, с.Нароватово Теньгушевского района, с.Левжа Рузаевского района. Аутентичность исполнения. Особенности национальной народной манеры пения.

Репертуар:

Девичья песня. Обр. Г.Камалдинова, пер. Я.Родионова // НММС. С. 11 – пение.

Пандо, прясо од килей (На горе молодая береза). Исп. «Эрзянка» // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В. Сюита для оркестра народных инструментов в 4-х частях // ФХ – слушание.

Сураев-Королев Г.Г. Мокшанский танец // ММФШ. С. 284 – слушание.


^ IV четверть

Известные исполнители Мордовии


Государственный камерный хор Министерства культуры Республики Мордовия (создан в 1991 г., руководитель (до 2000 г.) – заслуженный деятель культуры Е.Пурилкина, директор – В.Башкиров). Участие в записи Государственного Гимна РМ.

Народно-хоровая капелла ФНК МГУ им.Н.П.Огарева (руководитель и дирижер Н.И.Бояркин). Гастроли по многим городам России, Эстонии. Запись в 1986 г. пластинки-гиганта. Исполнительская манера хора, опирающаяся на «типологические особенности этнической традиции, воплощенные в современных художественно-исполнительских формах» (Н.И.Бояркин).

Камерный хор Саранского музыкального училища им Л.П.Кирюкова «Гармония» ( художественный руководитель и дирижер С. Молина)

Репертуар:

(э) Раматано, раматано (Купим, купим). Исп. Народный хор МГУ им.Н.П.Огарева // ФХ – слушание.

(м) Весяланя, салуня (Веселая, бедовая). Исп. Народный хор МГУ им.Н.П.Огарева // ФХ – слушание.

(м) Торонь кандысь мес сась? Обр. Н.И. Бояркина // ММФШ. С. 319 – пение.

Вдовин Г.Г. Легкая соната // ПРФМК. Ч. 2. с. 29 – слушание.


^ Путешествие в музыкальный театр


Опера М.Фомина «Сияжар» (1995 г.) по мотивам одноименной эпической поэмы В.К.Радаева. События XVI в. Сюжет оперы. Главные действующие лица (Нуя, Андямо, Сияжар, Литма, Витова, Антай, Алаяр).

Известные солисты Государственного музыкального театра им.И.М.Яушева: Н. Минутина, С.Плодухин, М.Максимова, С.Семенов, С.Эскин, А.Калинкин и др.

Сергей Александрович Плодухин (род. 1957 г.) – певец (тенор), заслуженный артист РМ, с 1988 – солист Мордовского государственного театра музыкальной комедии (ныне – Государственный музыкальный театр им.И.М.Яушева). В репертуаре – арии из опер, романсы, песни композиторов Мордовии.

Мария Емельяновна Максимова (род. 1956 г.) – певица (сопрано), заслуженная артистка РМ, с 1986 – солистка Государственного театра музыкальной комедии (с 1992 г. – Государственного музыкального театра им.И.М.Яушева) .

Репертуар:

Фомин М. Ариозо Лутмы из оперы «Сияжар» // ФХ – слушание.

Фомин М. Закликание дождя из оперы « Сияжар» // ММФШ. С. 174 – слушание, подпевание.

8 класс

I четверть
  1   2



Похожие:

Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии) iconПрограмма «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе» (1-8 классы) (для углубленного изучения в ходе реализации национально-регионального компонента на уроках музыки, факультативах) (автор Л. П. Карпушина, Саранск, 2000)

Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии) iconМет материал) ( Региональный компонент в образовательном процессе школы). doc Кафедра педагогики и психологии мрио
Аннотация: в помощь учителям образовательной области «Искусство». Краткое содержание сборника методических материалов по реализации...
Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии) iconМетодические рекомендации для проведения уроков по освоению мордовского музыкального фольклора и музыки композиторов Мордовии Урок музыки
Узыки композиторов Мордовии должен представлять собой форму общения, сотрудничества учителя и ученика в целях постижения духовно-художественной...
Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии) iconПрограмма «Мордовское музыкальное искусство в дошкольных образовательных учреждениях: региональный компонент» (Авторы – Карпушина Л. П.; Миняева Г. Н., музыкальный руководитель высшей категории мдоу №88; Саранск, 2003)
Авторы – Карпушина Л. П.; Миняева Г. Н., музыкальный руководитель высшей категории мдоу №88; Саранск, 2003
Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии) iconМетодические рекомендации по реализации национально-регионального компонента образовательная область «Искусство»
«Национальное искусство это дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства»
Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии) iconМет материал) ( Учебный план курсов кпк учителей изо
Модуль «теория и практика преподавания предмета «изобразительное искусство». Региональный компонент»
Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии) icon«Могут ли иссякнуть мелодии?» (Х. П. И. Мир – это радуга звуков!). Воронина Л. А., учитель музыки высшей категории моу «сош №3» г. Исилькуля Ход урока
«Использование краеведческого материала как способ воспитания любви к малой Родине на уроках музыки и внеурочной деятельности» (руководитель...
Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии) iconОтчет по реализации кпмо в моу средней общеобразовательной школе №1 им. А. С. Пушкина
В рамках комплексного проекта модернизации образования в школе введены следующие направления
Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии) iconЖ. С. Максимова исследование реализации проблемного обучения в школе
Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Трансформация детской игры в художественное творчество / Искусство в школе. 1994. №2
Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии) iconИнститут образования» Кафедра дошкольного и начального образования кпк воспитателей доу по проблеме «Региональный компонент содержания дошкольного образования»
В настоящее время в обществе происходит переосмысление сущности патриотического воспитания: идея патриотизма и гражданственности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cok.opredelim.com 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов