Управление образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области icon

Управление образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области




НазваниеУправление образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области
страница1/6
Дата конвертации05.06.2013
Размер0.56 Mb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3   4   5   6

Управление образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества


Утверждаю


И.О директора МАУ ДОД ЦДТ

Шуйского муниципального района


_______________А.С.Сорокина


«01» сентября 2010 г.


Программа


театральной студии «Малышок»


Возраст детей 7-14 лет

Срок реализации 3 года


Педагог дополнительного образования

Надежда Константиновна Макушина


Шуйский муниципальный район 2010 г

Содержание страница
^

Пояснительная записка 3




Учебно - тематический план 10




Содержание изучаемого курса 12




Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 20




Список литературы 21



Приложение 22


^ Пояснительная записка.


«… Музы живут среди людей тысячи лет. Войдя в ваш класс, древняя муза Театра способна принести радость, воодушевить, а может быть, и что-то изменить в вашей жизни. Она поможет открыть в ребенке то, что могло остаться незамеченным и заглохнуть. Как хотелось бы, чтобы войдя к вам однажды, муза Театра осталась с детьми навсегда!»

^ А.Я. Михайлова, кандидат

педагогических наук, Москва.


Театр – это искусство для чутких людей, как искусство вообще. Чуткость же и деликатность в общении между детьми, в их поведении – те качества личности, для формирования которых требуются специальные педагогические усилия.

Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его возможностей? Что советовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению?

Как успешно совершенствовать память, воображение, инициативность наших воспитанников? Как развивать коммуникативные качества личности школьника (тем более сельского, неизбалованного выбором студий, кружков, школ искусств)?

«Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки система работы, которую мы, педагоги, могли бы предложить своим подопечным. Каждый ребенок по природе – творец, мечтатель и фантазер. Уверен, предоставь мы ему больше света, радости, интереса – и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи».

Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить.

Как же осуществляется на практике влияние занятий в театре кукол на личность воспитанника?

Кукольный театр, как и любой другой вид искусства, несет определенную информацию о связях мира, людей, вещей, отношений.

Во время театральной игры дети «проживают» спектакль вместе со своими героями, переносят свои переживания и ощущения на дальнейшие поступки и действия.

Специальных методик, созданных для решения этих проблем нет. Но опыт работы руководителем школьного кукольного театра, вузовская подготовка по названной специальности позволяют высказать следующие суждения:

возрастные особенности детей 7-14 лет, потенциальные возможности игровой театральной деятельности обеспечивают реальность эффективного внедрения во внеклассную деятельность театрализации. Сами принципы детского спектакля часто рождались под воздействием детской игры, определялись ее природой и особенностями.

Процесс «оживления» – эффект с сильным нравственным зарядом. Одушевление, лежащее в основе кукольного театра, помогает ребёнку прикоснуться сочувствием ко всему живому и соответствует возрастным особенностям детей 7 -14 лет.

^ Процесс «оживления» кукол дает детям сильный нравственный заряд. У Януша Корчака в книге «Как любить детей» есть такие строчки: «Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера». Наделяя себя, кукол, предметы различными ролями, действуя в воображаемом поле мнимой ситуации, ребенок создает свой «театр». Когда сюжеты, жизненные ситуации, в которых побывал ребенок, иссякают, на помощь приходят книги и первый в жизни ребенка театр – театр кукол.

^ Театрализация сказок – активный вид речевой деятельности, позволяющий работать не только над обогащением словаря воспитанников, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, над связыванием воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникативного подхода в воспитании личности.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, способствует обогащению словарного запаса. Слово рассматривается как средство создания художественного образа. Дети, чтобы понять характеры персонажей, смысл событий, в которых они участвуют, должны вчитаться в речевые характеристики героев, понять авторскую оценку происходящего, увидеть и почувствовать фон действия. Сензитивный период к развитию речи детей и театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства – позволяют решать актуальную проблему педагогики и психологии, связанную с развитием коммуникативных качеств личности.

Игра – жизненная школа ребенка, воспитывающая его духовно и физически.

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля».

Обращение в театральной деятельности к высоким образцам поэзии, устному народному творчеству приносит более ощутимую пользу, чем простое чтение текстов художественных произведений.

Вышеописанное доказывает новизну, актуальность, педагогическую целесообразность программы по кукольной театрализации детских художественных произведений.

В основу обучения и воспитания на занятиях объединения положен принцип креативности – то есть максимальной ориентации на творчество детей; на развитие психофизических ощущений; раскрепощение личности.


Программа по кукольной театрализации детских художественных произведений направлена на:

  • создание условий для творческой самореализации личности;

  • развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

  • обеспечения эмоционального благополучия ребёнка;

  • приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

  • профилактику асоциального поведения.


Занятия в кукольном театре влияют:

    • на формирование дикции;

    • выработку речевого дыхания, речевого голоса;

    • воспитание интонационной выразительности (эмоциональности речи);

    • формирование творческого мышления.

Совершенствование свойств голоса происходит в игровых ситуациях (исполнение различных ролей: зайчик, лисичка, медведь и т.п.).

Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает певучесть, мягкость, мелодичность речи.

Произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью тренирует силу голоса.

В процессе репетиций кукольных спектаклей у воспитанников развиваются:

  • убедительность речи,

  • активность и инициативность в общении,

  • умение ориентироваться в коммуникативной ситуации.

Возможности воспитания, развития детей кукольным театром весьма существенны, так как в этом предмете объединяются такие виды деятельности, которые по различным классификациям являются для данного возраста «ведущими», т.е. полностью формирующими личность. Это игра, художественное творчество и эстетическая деятельность.

Воспитание искусством многофункционально. Исходя из принципа дополнительности в художественном воспитании учащихся, можно заключить, что разные виды искусства отражают мир и формируют отношение человека к миру по-своему. Поэтому кукольный театр как вид искусства, основанный на интеграции различных видов художественной деятельности, позволяет соединять художественное представление детей в единую картину мира.

Многие ученые считают, что в игре присутствуют элементы театра.

^ Ближе всего к детскому литературному творчеству стоит детское театральное творчество. Наряду со словесным творчеством, драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется тем, что театральная постановка, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

^ Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Воспитанники рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.


Отличительные особенности программы

  • В основу обучения и воспитания на занятиях объединения положен принцип креативности – т. е. максимальной ориентации на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности;

  • ^ Ориентация на сельскую малокомплектную школу, на занятия с разновозрастной группой учащихся.

  • Интегративность, т. е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий таких программ, как литературное чтение, развитие речи, изобразительное искусство, художественно-конструкторская деятельность.

^ Ценность театральной игры следует видеть не в результате, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении.

^ Возможности коммуникативной деятельности во время занятий кукольным театром поистине безграничны. Происходит сразу несколько видов общения детей одновременно:

  • это взаимное общение участников спектакля;

  • общение с руководителем коллектива;

  • постижение личностных смыслов, заложенных в художественное произведение его автором;

  • общение с родителями, оказывающими помощь при подготовке к выступлению;

  • общение со зрительным залом.

Таким образом, кукольный театр интегрирует многие виды коммуникаций, а это, в свою очередь, способствует социализации учащихся. Он поможет и уберечь детские души от эстетической, нравственной глухости в нашем порой жестоком современном мире. «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности», – писал В.А. Сухомлинский.


Цель раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка средствами театральной педагогики, художественной деятельности.


Задачи

обучающие

  • обучение детей умению управлять перчаточными куклами, сочетать двигательное и речевое действие; умению чувствовать и понимать художественное произведение, правильно передавать его образы;

  • приобретать трудовые навыки при работе с бумагой, тканью, соответствующими инструментами при изготовлении декораций, пошиве кукольных костюмов;

  • обогащать театральный опыт сельских школьников.

развивающие

  • развитие творческих способностей воспитанников (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);

  • развитие речи (диалог, монолог), интереса к художественной детской литературе; психологических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти, и др.), коммуникабельности.

воспитывающие

  • воспитание коммуникабельности, умения выстраивать отношения с окружающими;

  • обеспечение эмоционального благополучия воспитанника;

  • приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям;

  • воспитание толерантности;

Формы занятий

  • постоянно действующая форма групповая – студия;

  • эпизодическая – массовый сбор (при демонстрации спектакля различным аудиториям);

  • парная работа (при репетиции эпизодов спектакля);

  • индивидуальная (консультации, беседы);

  • диспуты;

  • театрализованные игры;

  • посещение профессиональных кукольных спектаклей, библиотек;

  • тренинги, этюды;

  • слушание;

  • коллективная творческая деятельность и др.

Режим занятий

Программа рассчитана на 432 часа. Этот объём можно освоить за 3 учебных года, если занятия проводить четыре раза в неделю, каждое занятие по 1часу (учебный час 45 минут), осваивая каждый год по 144 часа. Программа «Малышок» реализуется на базе Пустошенской МСОШ.

В программе темы распределены по 5 разделам; на практике же большинство тем являются сквозными, то есть осваиваются на протяжении всего времени обучения. Предлагаемая программой взаимосвязь театрализации и художественного творчества порождают органичный комплексный, синкретический подход к методике конструирования занятия в целом.

Ожидаемые результаты

1 год обучения

  • обогащение социально-нравственного опыта воспитанников;

  • усвоение интонационной выразительности речи (звучащая устная речь у ребят должна стать в процессе систематических занятий интонационно выразительнее);

  • освоение техники папье-маше и других видов работ с бумагой, картоном, тканью;

  • участие детей в театрально – игровой деятельности и формирование положительного отношения к ней;

2 год обучения

  • умение участвовать в театрализации с использованием кукол би-ба-бо (или театра «Петрушек»); усвоение основ кукловождения;

  • положительная динамика в формировании коммуникативных, нравственных качеств детей, систематически занимающихся в объединении «Кукольный театр»;

  • усвоение техники папье –маше, использование ее при изготовлении кукол;

  • умение понимать душевное состояние человека и персонажа, изображать эмоции с помощью интонационной выразительности речи актёра, движений куклы по грядке ширмы.

3 год обучения

  • раскрытие творческих способностей детей, речевого аппарата, пластической выразительности движений куклой, организованности, способности взаимодействовать с партнёрами;

  • умение владеть техникой управления перчаточными куклами;

  • раскрытие художественных, актёрских способностей детей средствами театральной педагогики;

  • проявление воспитанниками чувства коллективизма, способности к продуктивному творческому общению.

Условия реализации программы

  • владение педагогом методикой кукольной театрализации,

  • группа воспитанников в возрасте 7 -14 лет, заинтересованных театральным действом

Формы подведения итогов реализации программы

промежуточные

  • овладение техникой управления перчаточными куклами,

  • показ кукольных спектаклей узкому кругу знакомых зрителей,

  • положительная динамика в формировании коммуникативных, нравственных качеств детей;

итоговые

  • подготовка собственного кукольного спектакля, выступления с премьерой перед различными по составу аудиториями,

  • успешное участие в школьных, районных, областных смотрах, конкурсах, фестивалях театральных коллективов,

  • раскрытие творческого потенциала воспитанников.



Способы определения результативности программы

по степени сформированности

  • навыков творческой деятельности,

  • умений детей в театрально – игровой деятельности,

  • самостоятельности мышления,

  • фантазии, воображения,

  • игрового мышления,

  • уровня воспитанности.



Учебно-тематический план.




П.п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов


В том числе

теоретические

практические

Первый год обучения


Раздел 1. Сказочная страна театра.

1.1

Введение в образовательную программу

4

2

2

1.2

История искусства оживления кукол

20

10

10

1.3

Слушание мировой коллекции волшебных сказок с аудиокассет, анализ произведений, художественно- изобразительная деятельность. Коллективная творческая работа:

«Знакомые персонажи».

70

35

З5

Раздел 2. Виды детских театров.

2.1

Знакомство с доступными младшему и среднему школьному возрасту видами театров. Оценка умений детей в театрально-игровой деятельности на пройденном материале.

50

20

30




Итого:

144

67

77

Второй год обучения


Раздел 3. Развивающие театральные игры, этюды.

3.1

Игры на развитие внимания, памяти.

30

10

20

3.2

Этюды на выражение основных эмоций (удовольствия, радости, печали, на отображение черт характера). Итоговая игра-театрализация произведения «Теремок».

20

5

15

Раздел 4. О театре кукол.

4.1

Происхождение и особенности театра кукол.

5

3

2

4.2

Знаменитые герои театра кукол

5

4

1

4.3

Художник в театре.

5

3

2

4.5


Спектакль в театре кукол.

5

2

3

Раздел 5. Театрализованные игры.

5.1

Ведение по грядке ширмы животных. Передача особенностей поведения, голоса.

5

2

3

5.2

Разыгрывание эпизодов сказок.

5

2

3

5.3

Разыгрывание мизансцен.

14

4

10

5.4

Игры с элементами театрализации.

50

15

35

Итого:

144

50

94

Третий год обучения


Раздел 6. Постановка кукольного спектакля

6.1

Что театр даёт зрителю?

5

2

3

6.2

Кукольный спектакль «Золотая рыбка» по произведению А.С. Пушкина (распределение часов приводится в разделе «Содержание учебных тем»)

130

15


115

6.3

Итоговое занятие

9

2

7




Итого:

144

19

125




Всего за 3 года:

432

136

296



Содержание изучаемого курса

Первый год обучения.

Раздел 1. Сказочная страна театра.

1.1 Введение в образовательную программу.

Знакомство с воспитанниками. Выявление их возможностей (голос, дикция и др.). Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусства. Сценическое действие как основа актёрского творчества. Куклы. Правила одевания на руку, ведение. Рассказ, практическая работа с куклами. Простейшие упражнения, игры.

1.^ 2 История искусства оживления куклы.

Экскурс в историю с показом ярких, красочных иллюстраций. Посещение музеев, театрализованных представлений в детском театре.

1.3^ . Слушание мировой коллекции волшебных сказок, анализ произведений, художественно-изобразительная деятельност.

Сказки: Ф.Баум «Волшебник Изумрудного города», Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине», Бр. Гримм «Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов»; «Приключения Пиннокио»; «Русалочка»; « Али-Баба»; «Питер Пен»; «Продавец песка Лепрес де Бемон»; «Красавица и чудовище»; «Пакахонтас»(индейская сказка); «Лебединое озеро» (немецкая народная сказка); «Маугли» Киплинга; «Король-лягушка» Братья Гримм; «Три порсёнка» (французская народная сказка); «Волшебная лампа Алладина»; «Дюймовочка» Г-Х Андерсена; «Храбрый портняжка» Бр.Гримм; «Алиса в стране чудес» Л.Кэролл; «Гадкий утёнок» Г-Х Андерсен; «Волшебник Мерлин»( французская народная сказка). Сказки прослушиваются учащимися, анализируются звучащие диалоги, монологи, особенности характеров главных героев. Дети рисуют полюбившихся персонажей сказок, копируют с заготовленных образцов и помещают на общий лист стенгазеты. Подведение итога в форме выпуска стенгазеты: «Знакомые персонажи» и литературной викторины по сказкам.


Раздел 2. Виды детских театров.

2.1 Знакомство с доступными младшему и среднему школьному возрасту видами театров.

Театр би-ба-бо «Теремок». Теневой театр «Волк и семеро козлят».

Пальчиковый театр «Заюшкина избушка» (изготовление, театрализованная игра).

Театр на фланелеграфе. По Сутееву «Палочка-выручалочка».

Ролевой театр. Инсценировка басни Крылова «Ворона и Лисица».

Видовое разнообразие театров. Рассказы- сообщения с демонстрациями».


Второй год обучения.

Раздел 3. Развивающие театральные игры, этюды.

3.1 Игры на развитие внимания, памяти.

Психогимнастические занятия. Этюды.

Игры, направленные на совершенствование у детей воображения, эмоций, нравственных представлений, развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы. Различные виды тренингов.

3.2 ^ Этюды на выражение основных эмоций.

Этюдный тренаж (мастерство актёра). Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки). Жесты (этюды на выразительность жеста « Расскажи стихи руками»). Движения (этюды с музыкальным сопровождением. Этюды с куклами.


Раздел 4. О театре кукол.

4.1 Происхождение и особенности театра кукол.

Обычаи. Бродячие кукольники. Итальянский театр кукол. История театра кукол Франции. Теневые театры. История похождений Петрушки. Рассматривание иллюстраций в книгах о театре кукол. Беседы. Посещение библиотеки.

4.2 ^ Знаменитые герои театра кукол.

Актёр – главное чудо театра.

Зачем люди ходят в театр? Современные американские куклы Питера Шумана. Французские куклы, удивительно непохожие на человека. Современный отечественный театр кукол. Театр С.В. Образцова.

4.3 ^ Художник в театре.

Театрально-декорационное искусство: оформление ширмы, передний и задний планы, обозначение места действия, создание костюмов персонажей, декораций.

Взаимодействие в современном театре приёмов и методов разных видов искусства: живопись, свет. Новые аудио-видео и компьютерные технологии. Экскурсия на выставку театральных художников.

4.4 ^ Спектакль в театре кукол.

Спектакль – театральное произведение, подтверждающее единство замысла режиссёра и актёрской игры.

Подведение итога в форме коллективного посещения кукольного спектакля в театре, обсуждении.

Раздел 5. Театрализованные игры.

5.1 Ведение по грядке ширмы кукол животных. Передача особенностей поведения голоса.

Приёмы вождения перчаточных кукол. Управление куклами, участвующими в диалоге. Различные черты характера персонажей. Чтение главы из книги С.В. образцова «Всю жизнь я играю в куклы».

5.2 ^ Разыгрывание эпизодов сказок.

Разыгрывание эпизодов сказки «Репка». Инсценировка «Надин сон». Минисценка «Мыши». Продолжение работы по обучению приёмам кукловождения. Поощрение желания самостоятельно придумывать движения для кукол в соответствии с текстом произведения.

5.3 ^ Разыгрывание мизансцен.

Понятие «мизансцена». Через расположение персонажей на сцене (мизансцену) режиссёр передаёт определённую мысль и вызывает у зрителя определённое чувство (эмоцию). Представление о развитии взаимоотношений персонажей через расположение их на грядке ширмы. Разыгрывание мизансценок «Пчёлка и медведь», «Паучок», «Полянка».

Подвижные игры с элементами театрализации: «Дождик», «Ровным кругом», « С кочки на кочку».

5.4 ^ Игры с элементами театрализации.

Подвижные сюжетно-ролевые, дидактические игры, сочетающие движение, речь, мимику, пантомимику в различных вариациях. Подвижные игры с элементами театрализации: «Дождик», «Ровным кругом», « С кочки на кочку».

Ролевые, театрализованные игры, базирующиеся на принципах развивающего обучения, использования активных методов. Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» Театрализованные игра «Старичок-лесовичок», упражнение: «Немой диалог». Театрализованные викторины: «Зайчики», «Угадайчики».

Викторина «Сами с усами». Подведение итогов по серии театрализаций.


Третий год обучения.


Раздел 6. Постановка кукольного спектакля.


6.1 Что дает театр зрителю?

Зрители – главные партнёры театрального искусства. «Публика образует драматические таланты…» (А.Пушкин).

Качества, которые необходимы зрителю: воспитанность, знание об искусстве, интерес, уважение к творчеству, наличие собственной точки зрения, объективность. Эмоциональность. Наблюдательность.Зачем люди ходят в театр? Общение с театром.

^ 6.2 Кукольный спектакль «Золотая рыбка».

Работа над кукольным спектаклем. Чтение, выявление идеи, определение «сверхзадачи». Разбор по событиям. Определение главных и второстепенных событий. Анализ произведения, взаимоотношений действующих лиц; словесное действие в сочетании с движением куклы.

Репетиции с учётом будущего оформления. Поиск мизансцен – мест нахождения действующих лиц в каждый отдельный момент. Этюды на предлагаемые обстоятельства.

Оформление, реквизит. Овладение сценическим пространством.

Репетиции с декорациями. Прогон без остановки пьесы. Обсуждения, замечания. Доработка отдельных сцен.

Монтирование декораций, проверка готовности всех компонентов: музыки, света, костюмов, декораций. Генеральная репетиция. Премьера, повторные выступления, показы.


^ Работа над постановкой кукольного спектакля «Золотая рыбка» по произведению А.С. Пушкина.


1.Выбор произведения для постановки (теория, 2 ч.).

Викторина по сказкам А.С. Пушкина.

Анализ Пушкинских произведений для детей.

^ 2.Обсуждение, анализ текста сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (практика, 4ч.).

Подбор в сельской школьной, домашней библиотеках различных изданий сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

Чтение текста Пушкинской сказки «О рыбаке и рыбке» руководителем кружка, использование грамзаписи.

Просмотр диафильма по сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

^ 3.Коллективная творческая работа по составлению сценария спектакля (теория,3ч).

Творчество, творец – субъект творческого процесса

Анализ, выбор сцен для драматизации

Составление текста спектакля, близкого содержанию сказки «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

^ 4.Слово как средство создания художественного образа (теория, 4 ч.).

Речь как средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

Художественный образ – категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством.

Слово как средство создания художественного образа.

5.Анализ художественных образом, созданных словом А.С. Пушкина.

^ Работа над языком сказки (теория, 4 ч.).

Анализ речи главных персонажей сказки «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Интонационные особенности речи рыбки.

Стиль общения рассказчика со зрительной аудиторией.

Особенности ведения диалога главных персонажей Пушкинского произведения.

^ 6.Интонация персонажей (теория, 3 ч.).

Интонация, скрытая в речи старика.

Крикливый, приказной, раздраженный тон старухи.

Учтивый, успокаивающий, плавно звучащий тон рыбки.

7.Историзмы и архаизмы в произведении Пушкина (теория, 2ч.).

8.Фразеологизмы (теория, 2 ч.).

Крылатые слова.

История устойчивых оборотов.

Рисунки к устойчивым оборотам

Фразеологизмы в сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

^ 9.Разговорная и просторечная лексика (теория 4 ч.).

Лексическое богатство русского языка.

Разговорная лексика.

Просторечная лексика.

Нахождение в тексте сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разговорной и просторечной лексики.

^ 10.Чтение сказки по ролям (практика5 ч.).

Чтение диалога старика и старухи. Логические паузы.

Чтение диалога старика и рыбки.

Интонационные особенности диалогов.

Чтение авторских слов.

^ 11.Отбор актеров. Пробы (практика 4 ч.).

Пробы желающих на роль старухи. Оценка ребятами.

Пробы желающих на роль старика.

Пробы желающих на роль рыбки.

Выбор автора-рассказчика.

^ 12.Индивидуальная работа с актерами (практика 5 ч).

Речь персонажа сказки. Индивидуальные особенности.

Индивидуальные занятия с актером, исполняющим роль старика.

Индивидуальные занятия с актрисой, исполняющей роль старухи.

Индивидуальные занятия с учащимся-рассказчиком.

Индивидуальные занятия с актрисой, исполняющей роль золотой рыбки.

Индивидуальное занятие по коррекции отдельных речевых эпизодов отдельными персонажами.

^ 13.Отработка движений, схем взаимодействий кукол на сцене (практика 7ч.).

Плавное хождение куклы на сцене.

Отработка появления и ухода персонажа.

Дистанция между главными персонажами.

Взаимодействие старика и старухи.

Взаимодействие старика и рыбки.

Схема движений старухи и слуг.

Плавное плывущее движение на сцене ширме рыбки.

«Общение» кукол с залом.

Отработка сложных моментов спектакля.

Отработка движений, схем взаимодействий кукол на сцене.

^ 14.Репетиционные занятия (практика, 11 ч.).

Репетиция спектакля «Золотая рыбка» по сказке «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина со сменой декораций.

Репетиция спектакля «Золотая рыбка» с занавесом, декорациями переднего плана.

Репетиция спектакля «Золотая рыбка» с занавесом, декорациями переднего плана, волнами – средний план.

Репетиция спектакля «Золотая рыбка» с занавесом, декорациями переднего плана, волнами, декорациями заднего плана.

Репетиция спектакля «Золотая рыбка» с занавесом, декорациями переднего плана, волнами, декорациями заднего плана, звуковым оформлением.

Репетиция спектакля с независимой экспертной оценкой.

Репетиция спектакля «Золотая рыбка», отработка отдельных моментов.

Репетиция спектакля «Золотая рыбка». Обозначение моментов, где возможна импровизация.

Репетиция спектакля «Золотая рыбка». Различные варианты постановки.

Репетиция спектакля «Золотая рыбка»

^ 15.Индивидуальные занятия с учащимися, меняющими декорации переднего и заднего плана (практика, 7 ч.).

Время смены декораций переднего плана, очередность.

Уровень поднятия декорация среднего и заднего плана.

Смена декораций заднего плана.

Взаимодействие учащихся, меняющих декорации.

Техника безопасности при работе с декоративным материалом.

^ 16.Стиль, форма поведения рассказчика перед ширмой, заключительный выход актеров на представлении публике в конце спектакля (практика, 4 ч.).

Работа рассказчика за занавесом.

Движение рассказывающего возле передней части (лицевой стороны) ширмы.

Общение автора (рассказчика) с аудиторией зрителей.

Изменение стиля поведения автора в зависимости от возраста зрителя.

Прослушивание записей литературных сказок с магнитофона.

Расскажи сказку друзьям.

Творческая работа по иллюстрированию сказки, сочинению собственных сюжетов.


Декоративное, костюмерное обеспечение спектакля.

^ 17.Декорации переднего плана (практика, 12 ч.).

Эскизы бедного рыбацкого дома. Конкурсный отбор лучшего. Изготовление

Эскизы крестьянской избы с беленою трубою. Изготовление

Эскизы терема. Конкурсный отбор лучшего. Изготовление

Эскиз 2 корыт: старого и нового. Изготовление

Создание прялки, деревьев переднего плана

^ 18.Создание занавеса. Пошив (практика, 2 ч.).

Каким тебе представляется занавес кукольной ширмы? Эскизы.

Пошив учащимися занавеса, наметывание петель для его крепления.

^ 19.Декорации заднего плана (практика, 14 ч.).

Изготовление заднего плана. «Картина солнечного дня»

Изготовление заднего плана. «Картина шторма»

Деревянные крепления к декорациям. Схемы, чертежи, изготовление.


^ 20.Отслеживание по тексту сказки смены видов волн, состояния моря(теория 2ч, практика 8ч.)

Рассмотрение картин маринистов. Анализ

Изображение различных состояний морского пространства творческими группами

Создание волн тихого спокойного характера

Создание волн бушующего моря

^ 21.Костюмы персонажей (практика, 11 ч.).

Костюм старика: рубаха, парик, сеть

Костюмы старухи: бедный скромный наряд, душегрейка, сарафан, головные уборы

Изготовление сменного наряда старухи

Костюм слуги

Корона, крепление рыбки


^ 22.Выступление с представлением кукольного спектакля. Итоговые занятия.

Выступления с кукольным спектаклем перед различными аудиториями (практика 10 ч.).

Генеральная репетиция спектакля

Выступление перед начальной школой (2-4 класс)

Выступление перед первоклассниками

Выступление на общешкольном родительском собрании

В гостях у д/с с. Пустошь

Показ спектакля 5-классникам

Показ спектакля учащимся 6 класса

Показ спектакля старшеклассникам

Выступление перед ветеранами ВОВ

Выступление на летней оздоровительной площадке.

Итого:

Всего занятий – 130 ч.

В том числе теоретических – 26 часов, практических – 104 часа.

^ 6.3 Итоговое занятие.

Выступления с театрализованной программой: «Дорогами сказок». Поощрение лучших актёров. Перспективы.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы


Построение программы по крупным блокам тем даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми. Базовым может быть любой раздел программы по выбору педагога. Для занятий необходимы куклы, ширма, магнитофон, коллекция волшебных сказок: книги, аудиокассеты, карандаши, краски, листы бумаги. Значительную помощь окажут разработки занятий Т.И.Петровой, Е.Л. Сергеевой «Театрализованные игры», разработки занятий по психогимнастике Алябьевой Е.А., Чистяковой М.И. ,материал из приложения «Из истории кукольного театра», книга с иллюстрациями Н.И.Смирнова «И …оживают куклы».

В студии «Малышок» могут заниматься дети и младшего школьного возраста, и среднего. Старшие передают свой опыт младшим. Дети учатся входить в роль, управлять куклой, сочетать движение с речью, приобретают художественно-трудовые навыки: при создании декораций, костюмов для кукол. В работе по программе принципиально важно, чтобы ребята сами являлись активными участниками творческого процесса: при продумывании сценария, при постановке и многих других видах деятельности. В результате занятий по данной программе дети увлеченно занимаются с куклами, вкладывают в них при исполнении роли и особенности своего характера, импровизируют, с удовольствием выступают перед различными аудиториями.

Кукольный театр интегрирует многие виды коммуникаций, а это, в свою очередь, способствует социализации учащихся, их здоровому психическому развитию, так как при активном общении на красивом литературном языке лучше развивается их речь, мышление, следовательно, улучшается уверенное самочувствие в окружающем мире. Это удивительно увлекательное творческое дело, и нет предела его совершенству.

Создание на занятиях атмосферы дружелюбия, общности интересов, широкие возможности театральной подготовки будут способствовать раскрытию творческого потенциала воспитанников. Полученные знания дети могут применять в сфере собственной интеллектуально–художественной деятельности.

Формой подведения итогов является собственный спектакль, составленный воспитанниками по детскому художественному произведению, подготовленный в течение года и показанный после окончания занятий зрителям.


  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Управление образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области iconУправление образования администрации шуйского муниципального района ивановской области
Об основных направлениях и формах методической работы в образовательных учреждениях Шуйского муниципального района в 2012-2013 учебном...
Управление образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области iconОтдел образования администрации шуйского муниципального района ивановской области
О введении новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждении Шуйского муниципального района Ивановской области...
Управление образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области iconПостановление Главы администрации шуйского муниципального района ивановской области от 13. 05. 2009 №279 г. Шуя
О введении новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Шуйского муниципального района Ивановской области...
Управление образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области iconУправление образования администрации шуйского муниципального района ивановской области
О проведении муниципального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2012»
Управление образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области iconОтдел образования администрации шуйского муниципального района ивановской области
...
Управление образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области iconОтдел образования администрации шуйского муниципального района ивановской области
Утвердить Положение о муниципальном экспертном Совете отдела образования администрации Шуйского муниципального района (приложение...
Управление образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области iconПриказ №145 от «15» сентября 2009 г
Отдела образования администрации Шуйского муниципального района от 29. 05. 2009 №106а «О введении новой системы оплаты труда руководителей...
Управление образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области iconОтдел образования администрации шуйского муниципального района ивановской области
...
Управление образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области iconОтдел образования администрации шуйского муниципального района ивановской области
Шуйского муниципального района от 02. 03. 2010 №38-р «Об утверждении плана мероприятий по проведению Года учителя и Года образования...
Управление образования администрации Шуйского муниципального района Ивановской области iconПостановление От 10. 08 2009 №465 г. Шуя о внесении изменений в Постановление Главы администрации
Шуйского муниципального района от 13. 05. 2009 №279 «О введении новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©cok.opredelim.com 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов